Beograd,
Serbia, июнь 2019
Конечной целью поездки в этот раз был Бухарест, но прямых рейсов в Бухарест из Питера нет, поэтому в любом случае предстояла пересадка. А поскольку в Бухаресте надо оказаться к вечеру понедельника, то можно сделать стоповер на сутки в одном из европейских городв. Прагу я не люблю, в Мюнхене был, Париж - длинный крюк, остальное - либо дорого, либо неудобно по времени. Выбор в итоге пал на Белград: прилетаю прямым из Питера вечером в субботу, воскресенье - побродить по городу и с утра в понедельник - рейс в Бухарест.
Жилье выбирал поцентральнее - с рассчетом на то, что ходить буду только пешком. Гостиница Belgrad Art Hotel (BaH) - прямо на улице Князя Михаила, на полпути между Белградской крепостью и улицей Скадарлия. Расположение - идеальное, сама гостиница - ОК. Вывеска малозаметна, гостиничный фасад очень узкий и проскочить его, не заметив, ничего не стоит. Так и случилось: центр города был перерыт на ремонт, к самой гостинице (и даже к ближайшему углу) таксист довезти меня не смог и последние метров 200 мне нужно было пройти пешком, 2 раза свернув на перекрестках. В итоге я проскочил вход дважды и пришлось доставать навигатор.
Утром проспал завтрак, но прямо из холла гостиницы есть вход в утреннее кафе, да и вообще вокруг масса заведений открытых часов с 8 утра.
Начинаем прогулку. Погода полупасмурная, прогноз обещает ливень во второй половине дня, температура - за 30. В планах - крепость, улочки старого (относительно) города, Скадарлия, музей Теслы, церковь Святого Марка, площадь Республики, возможно что-то еще - как пойдет.
улица
Князя Михаила - центральная пешеходно-магазинная улица Белграда Белградская
крепость и парк вокруг. С видами на слияние Савы и Дуная, массой всяких
объектов и достопримечательностей. 5
мостов через Саву Белградская
крепость. Существует как крепость примерно с 0 года, с 6 века -
становится каменной, являясь форпостом Восточной Римской Империи. Много
раз переходила из рук в руки (римляне, гунны, сарматы, остготы, гепиды,
авары, славяне). В 9 веке город с крепостью впервые упоминается как
Белград и уже затем начинается новая чехарда: сербы, болгары, венгры,
Византия, крестоносцы, турки, австрийцы итд итп. Укрепления чрезвычайно
мощные - кроепость больше, выше и сложнее большинства из того, что я
видел в Европе. Экспозиция
военного музея (также находится на территории крепости) "здравствуйте,
мы - студенты, у нас аутентичная форма, можем провести экскурсию, можем
сфотографироваться с вами, бесплатно, чаевые привествуются" памятник
Победителю (освобождение от османского владычества) Институт
защиты культурного наследия слияние
Савы и Дуная Ворота
Зиндан (тюремные) Крепость
шагом можно обойти за
полчаса, но скорее всего прогулка займет не меньше часа, даже если вы
вообще не планировали задерживаться. А если планировали - легко можно с
удовольствием провести весь день немного
фото по дороге от крепости
к музею Теслы много
зданий сильно пошарпанных. много заброшенных. много где в застройку
воткнуты коробки 70-х годов, которые уже в свою очередь сильно
обветшали. очень
много граффити, но не художественного, а информационно-агитационного,
ничего особо интересного. Деспот
Стефан - тот самый
Стефан Лазаревич, который, получив карт-бланш от венгров, фактически и
отстроил Белград как город в 15 веке
Музей
Теслы. Рекламируется как единственный в мире, но музей Теслы
точно есть еще как минимум в Сочи ) Желающих посетить много, билеты
весьма дорогие по сербским меркам. Посещения возможны только в составе
организованной экскурсии с гидом по жесткой программе. Причины понятны:
в противном случае смотреть там смотреть особо нечего: 4 комнаты на 1
этаже, 2-3 десятка экспонатов из эпохи Теслы, включая приборы, одежду,
фотографии итд. Несколько опытных установок - не особо больших и не
слишком сложных. И все :-( Организованные экскурсии начинаются каждый
час, расписание висит на входе, бывают на английском (обычно) и на
сербском языке. В программе - 15-минутный фильм про Теслу (интересный),
пара-тройка опытов и "свободное время" - в основном на покупку
сувениров. Народу много, осмотр затруднен :-( Урна
с частью праха Николо Теслы Церковь
Святого Марка на Ташмайдане (начало 20 века). Из-за специфического
смешения стилей застройки напоминает декорацию художественного фильма
и
опять фото с улиц "Смерть
империализму, свободу Балканам!" Скадария
- кафе, бары, рестораны... часть
домов на улице расписана в 3Д В целом Белград
понравился. Неухоженый, пошарпанный, небогатый, но атмосферный,
неспешный и дружелюбный. Смотреть особо нечего, но находится просто в
городе - комфортно. На следующий день
перед отлетом я планировал сдать багаж и сходить в музей Воздухоплавания
(фактически - авиации) поскольку расположен он в 150м от аэропорта и
открывается аж в 8 утра. Музей основан в 1957, сильно подзапущен, но
посмотреть есть на что.
На территории музея -
круглый выставочный павильон и экспозиция под открытым небом.
Тут же "запасники" - куча техники разной степени
сохранности, не вошедшая в экспозицию. В запасники не пускают, а жаль
:-(
Douglas С47 Dakota
парк SOKO J-21 Ястреб,
один из основных самолетов войны 90-х Юнкерс Ju52
противолодочный Ка-28 Французкая красавица
Каравелла CA-210 Югославских авиалиний И краткая
история гражданской авиации Югославии на примере авиакомпании JAT 1947 1957 1967 1977 1987 1997 Легендарный Ме-109,
самый известный немецкий самолет всех времен. К началу 2й мировой в
югославских ВВС была целая эскадрилья, укомплектованная Ме-109 и
принявшая участие в обороне Белграда.
Ну и не менее
легендарный штурмовик Ил-2 Учебно-тренировочная Утва
66Х со свободным доступом внутрь :-)
North American F-86D
Sabre
Первый сербский
самолет изготовленный Иваном Саричем в 1910г В музее представлениа
реплика 1959 года. Обломки F-117A
Stealth, сбитого
в 1999 году. Тогда, помнится, версий была масса, что чуть ли не из
берданки застрелили. На самом деле сбили ракетой из совеского ПВО
комплекса С-125
конструкция крыла
Стелса:
пластиковая облицовка, внутри пена типа Макрофлекса, край крыла
- ячеистые пластиковые же соты
Вторая ступень той
самой ракеты, сбившей Стелс
Все ж таки насколько
безбашенным надо быть, чтобы залезть на этот насест БЕЗ МОТОРА и
отправиться в полет...
По-2 (У-2) "Я думала, Вы - ас, а
Вы - "Удвас"..." (с) Небесный тихоход Француз Ньюпор 11
"Бебе". Вообще в начале 20 века подавляющее большинство истребителей
носило это имя.
Экспериментальная
модель Икарус 451. Корни необычной конструкции - в желании придумать
превосходящий ответ немецкому пикировщику Ju-87. Чтобы обойти проблему
потери сознания пилотами при выходе из пике (перегрузки и отток крови
от мозга) было решено положить пилота на живот. Концепция была
разработана еще до войны, а после войны было построено 2 прототипа.
Летные испытания выявили проблемы концепции: шея у пилота сильно
затекала уже через полчаса полета, на руки опираться невозможно, и при
выходе из пике становится невозможно дышать из-за перегрузок -
дыхательной мускулатуры банально не зватает. А тут еще
противоперегрузочный костюм изобрели. В итоге 1 прототип сломали, а
второй теперь стоит в музее.
Лицензия Сикорских
S-51
SOKO J-22 Orao (Орел) Югославско-румынская
разработка