Beograd,

Serbia, июнь 2019

Конечной целью поездки в этот раз был Бухарест, но прямых рейсов в Бухарест из Питера нет, поэтому в любом случае предстояла пересадка. А поскольку в Бухаресте надо оказаться к вечеру понедельника, то можно сделать стоповер на сутки в одном из европейских городв. Прагу я не люблю, в Мюнхене был, Париж - длинный крюк, остальное - либо дорого, либо неудобно по времени. Выбор в итоге пал на Белград: прилетаю прямым из Питера вечером в субботу, воскресенье - побродить по городу и с утра в понедельник - рейс в Бухарест.

Жилье выбирал поцентральнее - с рассчетом на то, что ходить буду только пешком. Гостиница Belgrad Art Hotel (BaH) - прямо на улице Князя Михаила, на полпути между Белградской крепостью и улицей Скадарлия. Расположение - идеальное, сама гостиница - ОК. Вывеска малозаметна, гостиничный фасад очень узкий и проскочить его, не заметив, ничего не стоит. Так и случилось: центр города был перерыт на ремонт, к самой гостинице (и даже к ближайшему углу) таксист довезти меня не смог и последние метров 200 мне нужно было пройти пешком, 2 раза свернув на перекрестках. В итоге я проскочил вход дважды и пришлось доставать навигатор.

Утром проспал завтрак, но прямо из холла гостиницы есть вход в утреннее кафе, да и вообще вокруг масса заведений открытых часов с 8 утра.

Начинаем прогулку. Погода полупасмурная, прогноз обещает ливень во второй половине дня, температура - за 30. В планах - крепость, улочки старого (относительно) города, Скадарлия, музей Теслы, церковь Святого Марка, площадь Республики, возможно что-то еще - как пойдет.


 

улица Князя Михаила - центральная пешеходно-магазинная улица Белграда


 

Белградская крепость и парк вокруг. С видами на слияние Савы и Дуная, массой всяких объектов и достопримечательностей.




 

5 мостов через Саву


 

Белградская крепость. Существует как крепость примерно с 0 года, с 6 века - становится каменной, являясь форпостом Восточной Римской Империи. Много раз переходила из рук в руки (римляне, гунны, сарматы, остготы, гепиды, авары, славяне). В 9 веке город с крепостью впервые упоминается как Белград и уже затем начинается новая чехарда: сербы, болгары, венгры, Византия, крестоносцы, турки, австрийцы итд итп. Укрепления чрезвычайно мощные - кроепость больше, выше и сложнее большинства из того, что я видел в Европе.

 

 Экспозиция военного музея (также находится на территории крепости)

 

"здравствуйте, мы - студенты, у нас аутентичная форма, можем провести экскурсию, можем сфотографироваться с вами, бесплатно, чаевые привествуются"


 

памятник Победителю (освобождение от османского владычества)




 

Институт защиты культурного наследия






 

слияние Савы и Дуная


 

Ворота Зиндан (тюремные)




 

Крепость шагом можно обойти за  полчаса, но скорее всего прогулка займет не меньше часа, даже если вы вообще не планировали задерживаться. А если планировали - легко можно с удовольствием провести весь день

 

немного фото по дороге от крепости  к музею Теслы

 

много зданий сильно пошарпанных. много заброшенных. много где в застройку воткнуты коробки 70-х годов, которые уже в свою очередь сильно обветшали.

очень много граффити, но не художественного, а информационно-агитационного, ничего особо интересного.








 

Деспот Стефан - тот самый Стефан Лазаревич, который, получив карт-бланш от венгров, фактически и отстроил Белград как город в 15 веке





 

Музей Теслы.  Рекламируется как единственный в мире, но музей Теслы точно есть еще как минимум в Сочи ) Желающих посетить много, билеты весьма дорогие по сербским меркам. Посещения возможны только в составе организованной экскурсии с гидом по жесткой программе. Причины понятны: в противном случае смотреть там смотреть особо нечего: 4 комнаты на 1 этаже, 2-3 десятка экспонатов из эпохи Теслы, включая приборы, одежду, фотографии итд. Несколько опытных установок - не особо больших и не слишком сложных. И все :-( Организованные экскурсии начинаются каждый час, расписание висит на входе, бывают на английском (обычно) и на сербском языке. В программе - 15-минутный фильм про Теслу (интересный), пара-тройка опытов и "свободное время" - в основном на покупку сувениров. Народу много, осмотр затруднен :-(

 

Урна с частью праха Николо Теслы


 

Церковь Святого Марка на Ташмайдане (начало 20 века). Из-за специфического смешения стилей застройки напоминает декорацию художественного фильма







 

и опять фото с улиц




 

"Смерть империализму, свободу Балканам!"


 

Скадария - кафе, бары, рестораны...

 

часть домов на улице расписана в 3Д










 

В целом Белград понравился. Неухоженый, пошарпанный, небогатый, но атмосферный, неспешный и дружелюбный. Смотреть особо нечего, но находится просто в городе - комфортно.

На следующий день перед отлетом я планировал сдать багаж и сходить в музей Воздухоплавания (фактически - авиации) поскольку расположен он в 150м от аэропорта и открывается аж в 8 утра. Музей основан в 1957, сильно подзапущен, но посмотреть  есть на что.

 

На территории музея - круглый выставочный павильон и экспозиция под открытым небом. 

 

Тут же "запасники" - куча техники разной степени сохранности, не вошедшая в экспозицию. В запасники не пускают, а жаль :-(


 

Douglas С47 Dakota


 

парк SOKO J-21 Ястреб, один из основных самолетов войны 90-х



 

Юнкерс Ju52


 

противолодочный Ка-28






 

Французкая красавица Каравелла CA-210 Югославских авиалиний

И краткая история гражданской авиации Югославии на примере авиакомпании JAT

1947


 

1957


 

1967


 

1977


 

1987


 

1997


 


 

Легендарный Ме-109, самый известный немецкий самолет всех времен. К началу 2й мировой в югославских ВВС была целая эскадрилья, укомплектованная Ме-109 и принявшая участие в обороне Белграда. 




 

Ну и не менее легендарный штурмовик Ил-2



 

Учебно-тренировочная Утва 66Х со свободным доступом внутрь :-)


 

North American F-86D Sabre


Первый сербский самолет изготовленный Иваном Саричем в 1910г В музее представлениа реплика 1959 года.



 

Обломки F-117A Stealth, сбитого  в 1999 году. Тогда, помнится, версий была масса, что чуть ли не из берданки застрелили. На самом деле сбили ракетой из совеского ПВО комплекса С-125

 

конструкция крыла Стелса:  пластиковая облицовка, внутри пена типа Макрофлекса, край крыла - ячеистые пластиковые же соты

 

Вторая ступень той самой ракеты, сбившей Стелс




 

Все ж таки насколько безбашенным надо быть, чтобы залезть на этот насест БЕЗ МОТОРА и отправиться в полет...


 

По-2 (У-2)

"Я думала, Вы - ас, а Вы - "Удвас"..." (с) Небесный тихоход




 

Француз Ньюпор 11 "Бебе". Вообще в начале 20 века подавляющее большинство истребителей носило это имя.


 

Экспериментальная модель Икарус 451. Корни необычной конструкции - в желании придумать превосходящий ответ немецкому пикировщику Ju-87. Чтобы обойти проблему потери сознания пилотами при выходе из пике (перегрузки и отток крови от мозга) было решено положить пилота на живот. Концепция была разработана еще до войны, а после войны было построено 2 прототипа. Летные испытания выявили проблемы концепции: шея у пилота сильно затекала уже через полчаса полета, на руки опираться невозможно, и при выходе из пике становится невозможно дышать из-за перегрузок - дыхательной мускулатуры банально не зватает. А тут еще противоперегрузочный костюм изобрели. В итоге 1 прототип сломали, а второй теперь стоит в музее.




 

Лицензия Сикорских S-51

 

SOKO J-22 Orao (Орел)

Югославско-румынская разработка


Музей понравился: интересно много редких экспонатов. Все, конечно, в некотором запустении, но посещения однозначно заслуживает, тем более, что от аэропорта в паре шагов.

И в целом Белград точно заслуживает стоповера на 1-2 дня.



Обратно к путешествиям



Яндек�.Метрика