Кирха Вуоксела, на противоложном берегу от деревни Ромашки. Последние
3км дороги сильно разбиты, трудности для проезда не представляют на
любой машине, только медленно и трясет. Сама кирха находится на
территории бывшей турбазы завода им Козицкого, территория закрыта,
проезда нет, дрон запускал от закрытых ворот. Построена в 1929 году,
ныне заброшена.
Церковь святого апостола Андрея Первозванного. Построена в 2000 году,
входит в книгу рекордов Гиннеса как единственная церковь на острове из
монолитной скалы. Мост построен несколько лет назад, сильно испортил
"картинку"
Находится рядом с деревней Васильево
Несколько фото по дороге. Элисенваара, 2008 год
Кирха в поселке Кумола (ныне Лумиваара). Построена в 1935 году,
недействующая, но минимально поддерживается порядок. Внутрь можно
попасть, в том числе и подняться на колокольню.
Рядом расположено кладбище финских солдат, погибших в войне 1939-1944
годов
С 2008 года практически ничего не изменилось
рыбацкие "гаражи" на Ладоге
Развалины кирхи в Якимаа. Фото 2008 года, с 2019 года внутри находится
художественный музей-выставка "Город Ангелов", достойная посещения.
Вход платный, полеты дронов вокруг запрещены.
Дача Винтера (настоящая) и одноименный отель
Сортавала, гора Паасо
Мраморные карьеры в Рускеала. В этом месте за прошедшее с 2008 года
время изменения заметны больше всего. За последние лет 5 сильно вырос
поток туристов, особенно из Москвы и началась глобальная реконструкция.
Вокруг карьеров проложены широкие асфальтированные смотровые дорожки,
устроены большие смотровые площадки, вход переехал на другую сторону
карьера, парковка по площади теперь размером с несколько футбольных
полей, активно идет стройка громадного Visitor Center, везде шик, блеск
и пластмасса в широком смысле слова.
Красоты природы все это конечно никак не убавляет, но дух места мне
показался утраченным...
Для сравнения: вот так было раньше: грунтовые тропинки в камнях
тоннель старой выработки
малый карьер можно было найти только случайно: указателей никаких не
было, тропинка еле заметна, на берегу народ ставил палатки и ночевал
лодочная станция и "огромная" парковка
ГЭС в Ляскеля. Построена в 1899 для энергоснабжения бумажной фабрики. В
1989 годы выведена из эксплуатации, в 2011 реконструирована с
увеличением мощности. Полностью автоматизирована.
Бумажная фабрика в 70-годы производила примерно 25% объема бумаги для
обоев в СССР
в 2008 году воды было побольше, но общее состояние похуже
Остатки непонятного сооружения в заливе Ууксунлахти. Больше всего
напоминает опоры какого-то пирса или причала, хотя на полуострове кроме
болот и деревьев нет ничего. С дрона однако просматриваются остатки
какого-то порядка, но на земле все заросло полностью. В интернете
никакой информации также найти не удалось. Чтобы доехать до места, мало
того, что надо сделать крюк в дополнительных 35км, так еще и примерно
12 из них будут по ОЧЕНЬ плохой дороге. Нет, проехать-то там можно на
любом авто, вот только ямы метр на полтора и глубиной до полуметра на
протяжении всего этого расстояния разогнаться не дадут. Поэтому очень
медленно и очень тряско.
чего только в кустах не найдется....
ГЭС-24 Пиени-Йоки. Построена в 1920, работает, судя по всему тоже в
полностью автоматическом режиме.
Отличная грунтовка от Салми
В Погранкондушах проходят сразу 2 границы: СССР-Финляндия 1922 года и
Россия-Швеция 1617 года. И та и другая обозначены камнями,
советско-финский знак находится прямо в деревне, а вот
российско-шведский называется Варашев камень и лежит он у берега
Ладоги, рядом с Варашевым мысом.
За 13 лет с 2008 года Варашев камень совсем не изменился (фото выше и
ниже), разве что деревянная лесенка испортилась )
На внедорожнике можно по берегу доехать почти до самого камня (около
2км), есть пара засадных мест, но, в принципе ничего сложного, если
дождей сильных не было и лужи не очень глубокие. Дорога обозначена на
maps.me.
так получилось, что оба раза я был там вечером
грибы, кстати, совершенно крепкие, несмотря на то, что далеко не молодые
Дорога за прошедшие годы стала гораздо лучше. На фото сверху - то, как
она выглядела в 2008, сейчас достраивается отличное шоссе, местами его
спрямляют (только ближе к Сортавале остается жесткий серпантин), везде
- расширяют.
Появились приличные гостиницы на берегу, например "Точка на карте", где
я останавливался.
С дорогами не везде хорошо, при попытке выехать на берег в районе
Обжанских пляжей (10км непрерывного песчаного берега), с одной стороны
было 20км разбитой в хлам грунтовки, а с другой, после 26км
приличного грейдера, я внезапно уперся в рухнувший мост
Вообще, во второй части поездки собралась основная масса неудач и
обломов: в планах было пробраться к большому заброшенному деревянному
храму пророка Елисея на Сидозере, однако самый логичный маршрут через
Лодейное поле, Сясьстрой и плотину в Подпорожье отпал, поскольку
плотину в авральном порядке закрыли на ремонт весной этого года, а по
дороге через Мегрегу, Куйтежу и Михайловское (оживленный укатанный
грейдер) я примерно на полпути пробил колесо. В итоге пришлось ставить
докатку и возвращаться к ближайшему шиномонтажу аж в Олонец. Пророк
Елисей в этот раз остался непосещенным, а жаль, по отрывочным сведениям
из интернета, живописное строение разрушается и стоять ему осталось
недолго...
Подпорожье расположено на обоих берегах Свири, плотина была
единственной связью, в объезд получается ни много ни мало -
150км. Администрация пустила паром, "пешком" переправится можно 1 раз в
час, а вот на машине придется отстоять очередь, которая может
растянуться до 3-4 часов. Несколько фото паромной переправы в Валдоме -
паром берет 10-15 авто, можно оценить размеры очереди вечером, далеко
не в "час пик".
Стороженский маяк. Один из самых высоких маяков в мире (71м),
двойник Осиновецкого маяка, но тот на 1 метр пониже ). Дорога - 35км от
трассы "Кола", последние 15км - укатанная грунтовка через дикий лес
На мысу, кроме маяка, расположен еще Киприано-Стороженский Никольский
монастырь
Горчаковщинский водопад. "Водопад" говорили они. "Самый высокий в
ленинградской области" говорили они. Можете судить сами, но меня как-то
не впечатлил. Добраться легко, смотреть особо не на что.
В итоге 4 дня были проведены с пользой и удовольствием. Надо будет в
ближайшее время проехать по тем точкам маршрута, до которых не добрался
в этот раз.