Вокруг Ладоги

Ромашки, Васильево, Лумиваара, Сортавала, Рускеала, Ляскеля, Салми, Погранкондуши, Тулокса, Мегрега, Старая Слобода, Подпорожье, Сторожно, Горчаковщина, Васильково.

не доехал: Дубно, Сидозеро, Шапша, Родионово, Кварцитный, Маньга, Мантисаари, Белые мосты, Гремучий

сентябрь 2021



3 сентябрьских дня, авто и дрон в багажнике + хорошая погода.
Вокруг Ладоги есть масса достопримечательностей, как широко известных, так и не очень туристических: старые церкви, природные красоты, искусственные сооружения итд итп. Очередная поездка планировалась с акцентом на съемку с воздуха и список POI был составлен "с запасом" в расчете на то, что не везде можно будет проехать, не всегда получится взлететь по погодным условиям, ну и на прочий "всякий пожарный" (с) Бриллиантовая рука. В итоге получилось "пройти" примерно половину маршрута: 

первоначальный план итог  
кирха Вуоксела v 3км разбитой дороги, территория закрыта
шлюз Гремучий - забыл про точку )
церковь св.апостола Андрея Первозванного v ok
кирха в Мельниково v доехал, не очень интересно для съемки
кирха в Лумиваара v ok
руины кирхи в Якимаа v запрет на полеты
мраморные карьеры в Рускеала v ok
ГЭС в Ляскеля v ok
водопад Белые мосты - не успевал по времени
странные конструкции в заливе Ууксунлахти v 6км ОЧЕНЬ плохой дороги
остатки переправы на о. Мантисаари - не успевал по времени
рыбостанция  (?) около Кирккоеки - не успевал по времени
ГЭС Пиени-Йоки v ok
ГЭС Суури-Йоки - не поехал: время поджимало, похожа на Пиенни-Йоки
деревянная часовня в Маньге - кусок маршрута до  и вдоль Онеги пришлось вообще пропустить в связи с ограниченным временем
храм Рождества Христова в Вехручье
деревянные церкви в Гимреке, Щелейках и Родионово
природный парк Вепсский лес
Варашев камень v ok
нога морского дьявола - не успевал по времени
10-километровый пляж в районе Обжанки - с одной стороны 20км очень разбитой дороги, с другой - рухнувший мост: 3 часа потеряно
церковь Елисея пророка в Сидозере - 2 неудачные попытки доехать
Стороженский маяк v ok
Дубно - дорога только для трактора или квадроцикла, 30км
Горчаковщинский водопад v дождь
каньон реки Лава v дождь



В итоге из отснятого материала получилось вот такое видео. Последовательность - не по времени и не по географии, а тематическая. Разрешение 4К, так что лучше смотреть на экране побольше :-))



Кроме видео была отснята еще куча фоток дроном и телефоном, а вот фотокамеру даже не доставал ни разу )) Ниже - фото, отсортированные в хронологической последовательности + добавил еще фотографии из поездки 2008 года - для контраста "было - стало"






Кирха Вуоксела, на противоложном берегу от деревни Ромашки. Последние 3км дороги сильно разбиты, трудности для проезда не представляют на любой машине, только медленно и трясет. Сама кирха находится на территории бывшей турбазы завода им Козицкого, территория закрыта, проезда нет, дрон запускал от закрытых ворот. Построена в 1929 году, ныне заброшена.









Церковь святого апостола Андрея Первозванного. Построена в 2000 году, входит в книгу рекордов Гиннеса как единственная церковь на острове из монолитной скалы. Мост построен несколько лет назад, сильно испортил "картинку"
Находится рядом с  деревней Васильево










Несколько фото по дороге. Элисенваара, 2008 год








Кирха в поселке Кумола (ныне Лумиваара). Построена в 1935 году, недействующая, но минимально поддерживается порядок. Внутрь можно попасть, в том числе и подняться на колокольню.
Рядом расположено кладбище финских солдат, погибших в войне 1939-1944 годов
С 2008 года практически ничего не изменилось












рыбацкие "гаражи" на Ладоге




Развалины кирхи в Якимаа. Фото 2008 года, с 2019 года внутри находится художественный музей-выставка "Город Ангелов", достойная посещения. Вход платный, полеты дронов вокруг запрещены.








Дача Винтера (настоящая) и одноименный отель









Сортавала, гора Паасо










Мраморные карьеры в Рускеала. В этом месте за прошедшее с 2008 года время изменения заметны больше всего. За последние лет 5 сильно вырос поток туристов, особенно из Москвы и началась глобальная реконструкция. Вокруг карьеров проложены широкие асфальтированные смотровые дорожки, устроены большие смотровые площадки, вход переехал на другую сторону карьера, парковка по площади теперь размером с несколько футбольных полей, активно идет стройка громадного Visitor Center, везде шик, блеск и пластмасса в широком смысле слова.



Красоты природы все это конечно никак не убавляет, но дух места мне показался утраченным...









Для сравнения: вот так было раньше: грунтовые тропинки в камнях







тоннель старой выработки



малый карьер можно было найти только случайно: указателей никаких не было, тропинка еле заметна, на берегу народ ставил палатки и ночевал



лодочная станция и "огромная" парковка





ГЭС в Ляскеля. Построена в 1899 для энергоснабжения бумажной фабрики. В 1989 годы выведена из эксплуатации, в 2011 реконструирована с увеличением мощности. Полностью автоматизирована.
Бумажная фабрика в 70-годы производила примерно 25% объема бумаги для обоев в СССР











в 2008 году воды было побольше, но общее состояние похуже










Остатки непонятного сооружения в заливе Ууксунлахти. Больше всего напоминает опоры какого-то пирса или причала, хотя на полуострове кроме болот и деревьев нет ничего. С дрона однако просматриваются остатки какого-то порядка, но на земле все заросло полностью. В интернете никакой информации также найти не удалось. Чтобы доехать до места, мало того, что надо сделать крюк в дополнительных 35км, так еще и примерно 12 из них будут по ОЧЕНЬ плохой дороге. Нет, проехать-то там можно на любом авто, вот только ямы метр на полтора и глубиной до полуметра на протяжении всего этого расстояния разогнаться не дадут. Поэтому очень медленно и очень тряско.





чего только в кустах не найдется....






ГЭС-24 Пиени-Йоки. Построена в 1920, работает, судя по всему тоже в полностью автоматическом режиме.
Отличная грунтовка от Салми












В Погранкондушах проходят сразу 2 границы: СССР-Финляндия 1922 года и Россия-Швеция 1617 года. И та и другая обозначены камнями, советско-финский знак находится прямо в деревне, а вот российско-шведский называется Варашев камень и лежит он у берега Ладоги, рядом с Варашевым мысом.







За 13 лет с 2008 года Варашев камень совсем не изменился (фото выше и ниже), разве что деревянная лесенка испортилась )
На внедорожнике можно по берегу доехать почти до самого камня (около 2км), есть пара засадных мест, но, в принципе ничего сложного, если дождей сильных не было и лужи не очень глубокие. Дорога обозначена на maps.me.











так получилось, что оба раза я был там вечером







грибы, кстати, совершенно крепкие, несмотря на то, что далеко не молодые



Дорога за прошедшие годы стала гораздо лучше. На фото сверху - то, как она выглядела в 2008, сейчас достраивается отличное шоссе, местами его спрямляют (только ближе к Сортавале остается жесткий серпантин), везде - расширяют.





Появились приличные гостиницы на берегу, например "Точка на карте", где я останавливался.











С дорогами не везде хорошо, при попытке выехать на берег в районе Обжанских пляжей (10км непрерывного песчаного берега), с одной стороны было 20км разбитой в хлам грунтовки, а с другой, после 26км приличного грейдера, я внезапно уперся в рухнувший мост





Вообще, во второй части поездки собралась основная масса неудач и обломов: в планах было пробраться к большому заброшенному деревянному храму пророка Елисея на Сидозере, однако самый логичный маршрут через Лодейное поле, Сясьстрой и плотину в Подпорожье отпал, поскольку плотину в авральном порядке закрыли на ремонт весной этого года, а по дороге через Мегрегу, Куйтежу и Михайловское (оживленный укатанный грейдер) я примерно на полпути пробил колесо. В итоге пришлось ставить докатку и возвращаться к ближайшему шиномонтажу аж в Олонец. Пророк Елисей в этот раз остался непосещенным, а жаль, по отрывочным сведениям из интернета, живописное строение разрушается и стоять ему осталось недолго...



Подпорожье расположено на обоих берегах Свири, плотина была единственной связью, в объезд получается ни много ни мало - 150км. Администрация пустила паром, "пешком" переправится можно 1 раз в час, а вот на машине придется отстоять очередь, которая может растянуться до 3-4 часов. Несколько фото паромной переправы в Валдоме - паром берет 10-15 авто, можно оценить размеры очереди вечером, далеко не в "час пик".








Стороженский маяк. Один из самых высоких маяков в мире (71м), двойник Осиновецкого маяка, но тот на 1 метр пониже ). Дорога - 35км от трассы "Кола", последние 15км - укатанная грунтовка через дикий лес
На мысу, кроме маяка, расположен еще Киприано-Стороженский Никольский монастырь














Горчаковщинский водопад. "Водопад" говорили они. "Самый высокий в ленинградской области" говорили они. Можете судить сами, но меня как-то не впечатлил. Добраться легко, смотреть особо не на что.



В итоге 4 дня были проведены с пользой и удовольствием. Надо будет в ближайшее время проехать по тем точкам маршрута, до которых не добрался в этот раз.










вернуться на карту всех путешествий



Яндекс.Метрика