Как
известно, Австрийский этап вернулся в календарь F1 после 11-летнего
перерыва в предыдущем, 2014 году. В 2014 на трассе был полный аншлаг,
гонку хвалили и зрители и пилоты и организаторы и, в итоге, в качестве
следующего места просмотра я выбрал именно Австрийский этап в
Шпильберге.
Кратко общие впечатления:
- в 2015 году по словам организаторов публики было раза в полтора
меньше, чем в предыдущем: эффект новизны прошел скорее всего
- трибун немного и из них только 2 под крышей (Главная и Норд),
остальные - открытые
- трасса расположена на склонах долины, поэтому имеется довольно
значительный перепад высот: подъем от стартовой прямой к 1 повороту,
подъем к 2 повороту, спуск к 3 повороту
- окрестности очень живописны: все-таки это Австрийские Альпы
- практически с верхнего ряда почти любой трибуны (кроме главной)
благодаря рельефу и конфигурации видно 60-75% трассы
- организация хорошая по четкости и координации, есть несколько
моментов, устроенных нелогично и не очень удобно, но это мелочи
- в четверг - Pit Walk
- в программе есть F1 Legends: легендарные гонщики на легендарных
машинах F1 немного катаются в субботу и в воскресенье
- количество аттракционов, магазинов, развлечений весьма скромно по
сравнению с Монцей или Сильверстоуном
- огромные площадки для кемперов прямо у самой трассы
- логистика и парковка - ОК
- Red Bull везде и всюду :-)
- с жильем в непосредственной близости от трассы напряженка, если вы не
на кемпере и не позаботились сильно заранее. Однако в окрестных горах
куча всевозможных вариантов на зимних резортах, благо не сезон, но,
правда, потребуется машина, чтобы ездить 20-50км до трассы
- у автодрома есть оперативно обновляемая и довольно удобная страничка
Итак, по порядку:
1. Проживание.
Так как спохватился я довольно поздно, то близких к автодрому вариантов
по приемлимым ценам уже не оставалось. Ну а поскольку все равно
планировал брать в прокат машину - поискал в окрестных горах
и нашел
Moasterhaus
Salzstiegl - зимний резорт в горах: несколько
построек в альпийском стиле, горнолыжная трасса, пара подъемников,
летом всяческие развлекалова типа треккинга, вседорожных самокатов с
горы, трассы для stunt драйва
на кроссовых мотоциклах итд итп. Место
очень живописное и тихое: расположено в отдалении от всяких наспунктов,
в долине у горной речушки. Очень дружелюбный и веселый персонал.
Свежайший горный воздух, отличная кухня, номера без суперизысков, но
чистые, светлые, уютные и со всем необходимым. Цена за 4 ночи - около
300 евро (завтрак включен). Ужины + вечерние посиделки там же обошлись
примерно в 70 евро дополнительно. Дорога от Шпильберга до шале -
отдельная сказка: 27км горного серпантина с подъемом на 1000 метров.
Дорожка узкая - не везде могут разъехаться 2 легковые машины. Нижняя
часть дороги - асфальт, верхняя - хорошо укатанный грейдер. В общем
дорожка очень "драйверская", особенно с учетом того, что за машинку мне
удалось отхватить в прокате :-)
2.
Авто.
Fiat 500 Abarth - удалось отхватить буквально последний в Europcar в
аэропорту Вены. От обычного Fiat 500 отличается складной мягкой крышей,
движком мощностью 140лс (на такую-то малявку! :-)) при ручной коробке
передач, 17 дюймовыми колесными дисками, специально настроенной
подвеской и выхлопом и всякой другой мелочью. Очень злобный клоп,
провоцирующий динамичную езду. По паспорту должен ехать 200+ но не
испытывал, правда на трассе как-то раз случайно очень легко и незаметно
разогнался до 180км/ч, пристроившись на обгоне за какой-то БееМВе. На
горном грейдере, правда, вскрылись просчеты итальянских дизайнеров
интерьера: постоянно вместо ручника под правую руку попадался очень
похожий по форме, размеру и расположению рычаг регулировки высоты
сиденья. В результате пару раз на входе в особо интересный
поворот довелось испытать ощущение внезапного удивления, с последующим
наступлением состояния фрустрации :-)
Когда брал машину из повреждений был отмечен поцарапанный колесный диск
и отсутствующая передняя эмблема. А вот при сдаче попытались вменить
утраченные эмблемы с боков (на месте задних дверей): они еще до меня
были сняты настолько ловко, что у меня и мысли не возникло, что там
что-то когда-то было. Выручила
в итоге только привычка фотографировать
машину при взятии в прокат: предъявленные фотки послужили решающим
аргументом, что это не я :-)
3.
Трасса.
В интерентах полно всяких схем-рисунков. На сайте
Red
Bull Ring
выкладывается актуальная информация как по программе (включая
расписание автограф-сессий) так и по расположению парковок,
кемпинг-площадок, маршрутам подвозок итл итп. Ну просто чтобы было
понятно, о чем речь (карту можно кликнуть для
увеличения):
Парковался я в основном на P5, оттуда примерно 15 минут неспешной
ходьбы до главного входа рядом с первым поворотом. Несколько фото:
4.
Билеты.
Приобретались где-то за месяц до гонки, через сайт
gpticketshop.com.
495 евро на вест уикенд, оплата картой, долгие муки по поводу того,
какой адрес для доставки указать, в итоге решил не рисковать и отправил
в гостиницу, в которой остановился, так как в Россию могло не успеть
дойти. Билеты отправили УПС-ом примерно за 10 дней до гонки. По билетам
на уикенд пропускают на pit walk в четверг, в пятницу по ним можно
пройти на любые места в секторе своего цвета (в данном случае это Ред
Булл и Зюйд-Вест, обе - в первом повороте и вдоль второй прямой). В
субботу и воскресенье вход только на свою трибуну. По этим же билетам
на следующей после гонки неделе можно придти посмотреть тестовые
заезды, которые проводились в понедельник-среду.
Трибуна Red Bull, сектор B, 26 ряд. Места очень неплохие, хотя сектор А
на той же высоте был бы лучше :-) Обзор с трибуны:
панорамный вид: трибуна Red Bull, сектор B, 26 ряд
а это вид с 26 ряда той же трибуны, но сектор А - обратите внимание на
другой угол обзора выезда с питлейна
3 поворот
4 поворот
трибуна в центре трассы
6 поворот
То бишь из 8 поворотов с трибуны Red Bull просматриваются все, кроме
7-го, который скрыт лесочком
5.
Четверг.
Pit walk.
По расписанию в четверг на Pit Walk отводилось порядка 3 часов. При
этом запускают не всех сразу толпой без ограничений, как в Спа или
Монце, а высаживают народ на главной трибуне, откуда, по мере
возможности, партиями отправляют гулять на питлейн. Вроде и очередь, но
не надо стоять и толпиться + на самом питлейне можно хоть как-то вдоль
боксов протиснуться
6.
Суббота
и
воскресенье
- Парад Легенд.
Пожалуй, одно из самых интересных собыйтий за весь уик-енд. 8
оригинальных машин из легендарной "Турбо-Эры" 80-х и 7 гонщиков из той
же эпохи:
Gerhard Berger: Ferrari F1-87/88c (1988)
Niki Lauda: McLaren MP4/2 (1984)
Nelson Piquet: Brabham BT52 (1983)
Alain Prost: McLaren MP4/2b (1985)
Pierluigi Martini: Minardi M186‐01 (1986)
Riccardo Patrese: Renault RE50‐03 (1984)
Christian Danner: Zakspeed 871/03 (1987)
Lotus 98T Айртона Сенны (1986) - в заездах не участвовал
9 машиной с 8 гонщиком были заявлены Jean Alesi: Sauber C14 (1995) в
раскраске Red Bull. Почему? Да
потому что с него началось присутствие Red Bull в Формуле 1 :-)
В четверг, пятницу и почти всю субботу легендарные машины были
выставлены для обзрения в павильное на территории F1 Village - можно
было подойти вплотную
Политкорректность: на
Zakspeed
вместо рекламы West теперь тем же шрифтом красуется название неких
сигарет East :-))
Макларен Лауды. Тот же
самый, что и на снимке, сделанном 31 год назад...
Лотус Сенны
Во второй половине дня
субботы было запланировано "ознакомление с
трассой" для "Легенд..." Причем если в воскресение на "Парад"
отводилось 15 минут, то в субботу на ознакомление - целый час. Машины
сильно заранее (часа за 3) выкатили из павильона, где они
экспонировались и расставили на огороженной площадке посреди F1
Village. Естественно сразу собралась толпа. Сначала я снимал от
оградки, но потом меня совсем затолкали и я нашел камень высотой около
метра примерно в 10-15 метрах от площадки. Если на него залезть, то, в
принципе, можно было наблюдать за происходящим через головы
зрителей.
Brabham
McLaren
MP4/2b
Minardi
McLaren MP4/2
Ferrari F1 87/88c
Чуть позже начали
собираться гонщики. Сначала пришел Пике
Потом Прост
Мартини
Есть подозрение, что
"личная аэродинамика" в те годы играла свою роль :-))
"Не, ну ты посмотри,
на каком говне им теперь гоняться приходится!!"
Патрезе
не знаю кто, но как-то
ловко совпала с картинкой на заднем плане :-)
Потом легенды
переоделись в гоночные комбинезоны. Алези + Пике
Кристиан Даннер
Бергер
:-)
Бергер на фоне своего
Феррари
Лауда пришел последним
Когда я понял, что
скоро легенды начнут выезжать, я переместился на более стратегически
выгодную точку: верхний, ближний к 1 повороту угол сектора А трибуны
Red Bull. Оттуда был виден и выезд и трасса и тусовка, устроенная в
итоге в зоне безопасности 1 поворота.
Nelson Piquet: Brabham BT52 (1983)
Alain Prost: McLaren MP4/2b (1985)
Christian Danner: Zakspeed 871/03 (1987)
Niki Lauda: McLaren MP4/2 (1984)
Pierluigi Martini: Minardi M186‐01 (1986)
Jean Alesi: Sauber C14 (1995) - завелся, заглох, заводи с толкача
Riccardo Patrese: Renault RE50‐03 (1984)
Gerhard Berger: Ferrari F1-87/88c (1988) - заводили с толкача
Поначалу ветераны
ездили медленно и осторожно. Но круга через 4-5 втянулись и начали
пытаться прессовать друг друга
не все машины поехали
нормально: сошла Минарди (впрочем и "тогда" Минарди за сезон
доехали до финиша всего 2 раза на 2 машины)
потом заглох Zakspeed
Где-то на дальней
части трассы потерялся Рено
Бергер, Лауда, Прост,
Пике и Алези ехали все быстрее и агрессивнее, пока у Бергера,
пытавшегося перед первым поворотом достать Лауду вдруг не задымил мотор
перед поворотом дым вроде бы прекратился
но на выходе из
поворота, когда Бергер нажал на газ, раздался громкий характерный
кррррак! и гонка для Герхарда оказалась закончена. В 1987 году обе
Феррари также сошли из-за поломок
Бергер возвращается в боксы
к месту
тусовки
Алези закатился в зону
тусовки, крутанул "полупончик", постоял немного, поговорил с
организаторами и упросил их выпустить его на трассу "еще на чуть-чуть!"
бойцы вспоминали
минувшие дни...
Владелец заводов,
газет, пароходов
... автодрома, гоночных команд и концерна Red Bull
На второй день, во
время уже собственно самого "Парада Легенд" Феррари на трассе уже не
было. У Рено судя по всему заклинило коробку и оно каталось раза в 2
медленнее остальных. Зажигали Лауда, Прост, Алези и Пике, причем
скорости были уже практически гоночные - сцепились старички всерьез,
начались промахи мимо поворотов и чуть ли не контактная борьба
А с Минарди опять
случился конфуз...
4 выживших - круг
почета... :-)
и за 50 метров до
финиша сходит Пике...
Парад Легенд очень
понравился. Во первых настоящий звук, который не сравнить с тем, что
доносится с полотна трассы теперь. Во вторых пороха в пороховницах
оказалось в избытке :-) Да и мог ли я думать в 80-х, что смогу вот эти
вот машины увидеть живьем на классической трассе!
Остальной уик-енд протекал
как обычно:
квалификация, гонки
поддержки, сама гонка...
Квалификация пожалуй получилась интереснее гонки :-) особенно с двойным
вылетом Мерсов на последнем круге. И если Хемильтон ошибся прямо под
нашей трибуной, то Росберг вылетел в последнем повороте. Попытка
сфотографировать вылет
окончилась весьма неожиданно: предполагаемое низкое качество снимка
(все-таки расстояние больше 900м) вдруг обернулось интересным эффектом,
напоминающим рисунок импрессиониста, а Росберг - какого-то
инопланетянина из мультика :-)
Гонка Поршей оказалась очень интересной: помимо того, что там в
принципе больше борьбы, чем в F1, они и едут гораздо теснее. На фото
ниже, кстати, драматический момент: сейчас Zochling (номер 7) опередит
Амермюллера (номер 2) и выйдет в лидеры гонки, которую и выиграет в
итоге.
Такая
плотная борьба зачастую естественно заканчивается инцидентами, один из
которых мне
удалось заснять от начала до конца:
немец Амермюллер, выступающий за австрийскую команду "Лехнер рейсинг
миддл ист" всю первую половину гонки прессовал американца ди Филлиппи
на австрийском "Верва Лехнер рейсинг" в борьбе за 2 место. В конце
концов Амермюллер атаковал американца в 1 повороте, но у того яйца
оказались крепче, с траектории он уходить не стал, в итоге немца
развернуло и он финишировал только девятым
После Поршей был "Парад Легенд" о котором я уже писал выше, а потом -
Driver's Parade и собственно гонка F1
На парад гонщиков повезли на омнибусе Steyr Diesel 380 выпуска начала
50-х годов
оркестр марширует после исполнения австрийского гимна
все начинают привставать в предвкушениии...
Старт!
Вот тут Хемильтон и проиграл эту гонку
а еще говорят, что гонки не выигрываются в первом повороте... Хорошо,
хоть Феттеля удержал позади
борьба на трассе была, но немного и в основном в районе 8-12 мест
Довольно интересно было наблюдать за техникой прохождения первого
поворота разными пилотами. Похоже, машины все же сносит боком - см
положение передних колес в разных фазах поворота...
Как известно гонку в итоге выиграл Росберг, Хемильтон второй, Масса
третий. Трибуны болеют в большинстве за Феттеля (что естественно :-))
После окончания гонки на трассу выпускают, правда бежать довольно
далеко...