Просидев в Негриле 3 или 4 дня я решил,
что пора приступать к задуманному плану: взять машину напрокат и
объехать Ямайку по периметру. После изучения предложений по ренту авто
в Негриле, остановился на том месте, куда меня привез man, ведавший в
гесте Jah B's выдачей скутеров напрокат. Названия не помню, расположено
на Norman Manley Boulevard где-то между Times Square и медицинским
центром, на той же стороне. Представляет собой маленькую кабинку
(размером с ларек), внутри сидит здоровый негр, вокруг стоят мопеды и
стоит реклама Cars to rent. В
других местах было либо сильно дороже, либо машин не было в наличии.
Здесь же, сидящий в маленькой кабинке здоровый негр сразу предупредил,
что за affordable price машина будет весьма basic. Далее последовал
ожесточенный торг в течение примерно 40 минут и в итоге я получил
Тойоту Короллу 99 года, всю пошарпанную, но на автомате, с исправными
тормозами, кондеем, движком и без страховки. Стоило это мне $300 за
неделю и проблем никаких за все путешествие (1100км) не возникло,
только ближе к концу, после "зажигания" на горных серпантинах, АКПП
начала пробуксовывать при перегреве, да в Кингстоне, после езды по
пыльным дорогам, засвистел ремень генератора, что было вылечено
обильным поливанием ремня водой.
Забегая вперед, пара слов про особенности национального вождения.
Сначала было немного стремно (первый час наверное): левая сторона +
пока не понял местную логику водителей. Она проста: проезжай сам и
давай проехать другим. Но водят они довольно остро, с маленькими
зазорами и быстрой реакцией: если не успел среагировать и
перестроиться, то дырку сразу закроют. Не чтоб помешать, а по принципу
"не поехал - значит не собирался". Наглежа и силового давления за
неделю и 1100км не встречал ни разу. Думаю, что это следствие большого
количества узких горных дорог: там попытки выдавить оппонента силой
будут иметь запредельную цену. В целом все четко делятся на 2
категории: те, кто ездит медленно и те, кто очень быстро. По горам я не
мог угнаться за школьным микроавтобусом (!!!) хотя сам обгонял очень
многих местных.
Но я за рулем больше 20 лет, объездил пол России и ездил за рулем авто
и на скутере в Индии, в Таиланде и во Вьетнаме, так что некоторый
экстремальный опыт есть :-)
В путь! Выезжаем из Негрила через Roundabout в сторону Savanna la Mar
(местные называют Savlamar) и направляемся к Bluefields Bay - к
мавзолею Питера Тоша.
Сразу хочу извиниться за качество некоторых фоток: накануне объектив
забрызгало соленой водой из Карибского моря - заметил не сразу (не
зеркалка).
Вход к мавзолею Петера Тоша (
Peter Tosh),
который участвовал в первом составе The Wailers вместе с Бобом Марли.
Также известен сольной карьерой - считается вторым после Марли
музыкантом Ямайки. Цены за посещение как таковой нет, только tips
гиду-смотрителю - сколько душа подскажет. Народу никого.
После осмотра мавзолея, местный гид (на
снимке вверху) позвал меня к находившемуся рядом дому, в котором жил
Питер Тош и вывел оттуда древнюю старушку. "А это - мама Питера!"
заявил он, наслаждаясь моим офигением. Старушка физически очень дряхла,
но буквально после пары фраз разговора, стало понятно, что на голову
годы не подействовали: великолепное чувство юмора, отличная память
и прекрасная осведомленность об окружающем "большом" мире.
После мавзолея, не заезжая к Black
River, я свернул в сторону Appleton Estate - фабрика по производству
всемирно известного ямайского рома. По дороге, за НП Lacovia есть
Bamboo Avenue - вдоль дороги растут кусты бамбука возрастом по 70-80 лет
Вот, кстати, та прокатная машинка, которая меня возила по Ямайке.
Чувствуется, что владелец не чужд тщеславия и норовит похвастаться
своим домом: ворота нараспашку, так, чтобы с дороги всю красоту было
видно :-)
Appleton Estate. Выпускается несколько десятков сортов, от элитных,
30-40 летней
выдержки, до простого Overproof - дешевого и вонючего, но зато
повышенной крепости. Ром (выдержанный от 4-5 лет и больше) очень хорош.
Что такое "Капитан Морган" никто не знает :-) Посетителей много,
экскурсия платная, набирают группу и ведут. Ждать приходится максимум
10-15 минут. В стоимость посещения входит дегустация разных видов рома,
ограничений я не заметил: разные бутылки стояли вполне свободно.
Ром, как известно, делается из сахарного тростника. Раньше полный цикл
обработки был здесь же, на территории фабрики, сейчас осталась только
перегонка и часть складов для выдержки.
На территории экспонируется старое оборудование технологического цикла.
Перегонка :-)
Раньше использовался собственный транспорт
Магазинчик на фабрике. Бутылка стоит $10-30, в дьютике в аэропорту
получается дешевле, но гораздо меньше выбор. У нас тоже можно купить,
но наценка примерно 400-700%
Основные интересные для нас сорта - вверху слева
Вход в цех. Температура внутри около 65 градусов, греется сырье и
соответствующий запах :-)
Работа кипит
Вход в склад, где ром выдерживатся.
Святая святых
Все-таки ямайцы - очень веселые и позитивные люди :-)