Часть 4: El Nido, Palawan

Попасть в Эль Нидо не совсем просто. Существует 2 основных способа: лететь из Манилы напрямую в Эль Нидо, либо лететь из Манилы или Себу до Пуэрто-Принцессы (ПП) и оттуда ехать по суше 230 километров.
Первый вариант быстр и удобен, но на этом направлении летают (летали?) всего 2 авиакомпании с маленькими самолетиками (8-12 человек): SEAir и ITI. Цены на билеты у них совершенно негуманные: примерно в 4-6 раз выше, чем цена за билет до ПП. Кроме того, заказ билетов через интернет либо сложен и глючен, либо (в случае с ITI) вообще не предусмотрен.
Второй вариант проще реализовать в плане покупки билетов, но вот наземное путешествие из ПП в Эль Нидо занимает около 8 часов по грунтовой дороге в битком набитой тряской маршрутке. Правда можно спланировать так, чтобы посмотреть Honda Bay и подземную реку в Сабанге. Как вариант - можно поехать на автобусе (дешевле), а можно арендовать джип и ехать за рулем самому. Координаты конторы, офисы которой есть и в ПП и в Эль Нидо (то есть можно арендовать авто one way) - далее в тексте отчета.




В связи с тем, что я был довольно сильно ограничен по времени, был выбран "дорогой" вариант. Билеты Манила - Эль Нидо я заказывал с помощью Олега Валина из белорусского туроператора на Боракае (координаты - см на общей филиппинской странице). Олег купил билеты на рейс SEAir, оплатив их своей кредиткой. Обратите внимание, что в случае, если имя держателя карточки и пассажира не совпадают, то в аэропорту при отлете попросят предъявить карту и документ с фото и ФИО с этой карты. Вместо самой карты подойдет ее копия + копия ID владельца. За хлопоты с билетом с меня взяли примерно $5 (при цене билета около $230 one way). Обратные билеты были забронированы через El Nido Boutique & Art Cafe - своеобразный туристический центр и клуб для приезжающих в Эль Нидо. Цена примерно такая же, как и за билет "туда", условия брони - оплата наличкой по приезду в их городок и выкупе оригиналов билетов. На сайте Арт Кафе есть куча полезной информации по Эль Нидо.



 

Самолетик SEAir


 

Самолетик ITI


 

А это вид изнутри :-))) Кабина пилотов никак не отделена от пассажирского салона - все, как на ладони. По дороге "туда" все пассажиры с интересом наблюдали, как пилот-наставник учил летать молодого стажера. Сначала, еще на стоянке, долго ему объяснял в каком порядке какие кнопки и ручки нажимать. "Все понял? -- Ага!"  Командир отдал управление, начали выруливать на взлетку. Вырулили, запросили взлет, получили ОК (все переговоры слышны в салоне :-)), пора взлетать. Как человек, немного связанный с авиацией и имеющий представление о предполетной последовательности, внимательно слежу за происходящим (с институцких времен почти все уже забылось). В общем, стажер дал газ, снял с тормозов, пошел на разбег, но забыл выдвинуть механизацию крыла (для увеличения подъемной силы при взлете - чем она выше, тем при меньшей скорости самолет взлетает, это, грубо говоря, нужно, чтоб при взлете хватило длины полосы для разбега). Катимся мы по полосе, стажер штурвал на себя тянет, а самолетик отрываться не хочет. Хорошо, что полоса в Маниле для Боингов и Аэробусов рассчитана, а нашей козявке на ней можно 3 раза подряд взлететь и приземлиться с остановками :-)) В какой-то момент командиру эта фигня надоедает, он с размаху бьет стажера по рукам и перехватывает управление. Самолетик сразу задирает нос и уходит с полосы в небо...

На картинку сверху можно кликнуть и посмотреть показания приборов крупно.

 

Самолетик маленький, летит низко и медленно. В салоне нет багажных полок, поэтому все сумки отбирают в багаж. При досмотре отбирают зажигалки, причем в багаж зажигалку сдать тоже нельзя: салон негерметичный - зажигалка может не выдержать и взорваться. Кстати, уши в полете закладывает довольно ощутимо, сильнее, чем на больших лайнерах. Но маленькая высота полета имеет свои преимущества: в окно видно гораздо больше всего. И при подлете к Эль Нидо пейзажи за окном стали откровенно радовать.



 

Садимся. Заход со стороны моря, грунтовая полоса, трясет :-) Заруливаем к зданию аэропорта, открываются двери - пожалте пройтись пешком, дорогие гости! :-) Заходим в воротца и все лица непризвольно расплываются в улыбках: нас встречает группа местных женщин, поющих под гитару (весьма неплохо) какую-то местную песню про Эль Нидо и Палаван. Причем чувствуется, что им самим это нравится. Позитив, однако, буквально с первых шагов на палаванщчине :-)


 

Те самые певицы, справа стоят отбывающие - на посадку.


 

Аэропорт крошечный. Основное здание - деревянный а-ля "сарай" с соломенной крышей, но все необходимое есть. Вот, например, касса, стойка регистрации и секьюрити. Правда после секьюрити все равно нужно возвращаться в общий "зал" - "чистой" зоны естественно нет :-) Но зато, если вы прилетели и идет дождь, то можете бесплатно взять зонтик напрокат.


 

Зал ожидания, как для улетающих, так и для прибывающих, справа - кафе


 

Это, наверное, на случай, если  рейс задерживается. Надписи VIP не видел :-)

 

В общем пришли мы в здание аэропорта, привезли нам багаж, но все что-то тусуются тут же, никто никуда не едет, а транспорт (джипни и мотосаи) стоят у здания, никто активности не проявляет.



 

В итге выяснилось следукющее: дорога к зданию аэропорта проходит практически по взлетной полосе (см картинку). Непосредственно в Эль Нидо самолеты не базируются, только прилетают и улетают обратно. Поэтому подъездную дорогу перекрывают перед посадкой самолета минут за 30 и снова открывают после того, как он улетит. Кроме нашего в этот день был еще один рейс, поэтому мы ждали, пока улетит и он тоже.


 

Минут через 30 он улетает и мы отправляемся в поселок


 

... в котором ожидается праздник


 

Сам поселок хоть и небогатый, но производит очень приятное впечатление: во первых все чисто и аккуратно, а во вторых никто никуда не спешит - спешить некуда, вся жизнь на суше сосредоточена в основном в пределах 5-7км от "центра". По улицам бродят расслабленные самостоятельные туристы (олл-инклюзив здесь нет в принципе), дети гоняют в футбол на школьном стадионе и даже на задворках - чистота и порядок



 

Кстати, можно и недвижимость прикупить :-)


 

Виды в бухте, вдоль которой расположен поселок










 


 

панорама бухты - кликабельно


 

Ну вот просто валяется на пляже...


 

Потом узнавал - хозяйка - украинка.


 

А вот и джип, который можно взять напрокат, для того, чтобы доехать в/из Пуэрто-Принцессу


 

Координаты прокатной конторы. Офис есть и в ПП, возможно в следующую поездку возьму там джип и поеду на юг Палавана.


 

Вечер, праздник. Все улицы заставлены столами, все едят, пью, радуются. Повод - какой-то юбилей местной провинции, так и не смог разобраться.


 

В Арт кафе (и в любом другом из пары десятков ту рбюро) можно заказать island hopping: утром вас сажают на лодку, при желании можно захватить маску-трубку-ласты, легкий каяк и везут по 3-4 островам. Днем - ланч на одном из островов (входит в стоимость), примерно в 5 вечера - возвращение в Эль Нидо. По пути катер делает остановки в 5-6 местах для ныряния. Пенопластовые спасжилеты выдаются бесплатно. Подводный мир очень богатый, глубины небольшие, но за 40-50 минут зависания над морским донным ландшафтом спина и ноги могут сгореть напрочь. Поэтому ныряйте в футболках и обильно пользуйтесь защитным кремом.

Обычно в любом турбюро предлагается на выбор один из трех маршрутов - у них даже названия унифицированы: A, B, C. Можно заказать их комбинацию, можно вообще нанять лодку персонально и проложить свой маршрут. В общем следующий день был полностью посвящен морю, солнцу и рыбам :-)



 

Надпись гласит, что на ночь останавливаться нельзя


 

Бухта глубиной 1-3 метра, размером метров 50 на 70. Катер не проходит - вход очень мелкий, поэтому нужно идти пешком, по кораллам


 

На этом пляже у нас был ланч.




 

Здесь никто не живет, навесы справа - специально для останавливающихся групп. Красная и желтая лодочки - каяки, которые можно захватить с собой из поселка, чтоб поплавать вокруг




 

"Местность" больше всего напомнила бухту Халонг около Ханоя - то же множество островков, только гораздо меньше народу (на весь архипелаг - три десятка лодок с туристами) и свободнее доступ



 

Последняя остановка - тут уже "бизнес" местный. Кафе, в котором продают кокосы и прохладительные напитки. Лодки со всех трех маршрутов проводят тут по часу минимум. Делать вокруг нечего, волей-неволей туристы начинают от скуки что-то покупать. Это, пожалуй, единственное, что "царапнуло" за все время пребывания в ЭН.








 

А вот так прорастает кокос




 

И возвращаемся обратно




 

Дайв центры тоже есть, судя по всему, хозяин встречает гостей у входа :-)

 

Это гестхаус, в котором я провел 2 ночи. Проблем с жильем в Эль Нидо нет - за полчаса найдете то, что вам нужно, но помните: пяти, четырех и даже трехзвездочных гостиниц в обычном понимании этого слова в Эль Нидо нет. Есть гестхаусы разного уровня, есть даже очень приличные, но это не гостиницы.


 

На следующее утро зеленый мотосаи довез меня до аэропорта.


 

Через полчаса приземлился самолетик Дорнье, на котором мне предстояло лететь в Манилу

 

Нам спели прощальную песню


 

И "самолет с серебристым крылом, что взлетая, оставляет земле лишь тень" (с) унес меня обратно в душный мегаполис, откуда я сразу собирался отправиться в Анжелес, чтобы залезь на знаменитый вулкан Пинатубо.

Предыдущая часть 3: Metro Manila

Следующа часть 5: Кратер Pinatubo

Обратно на страницу про Филиппины



Яндекс.Метрика

Хостинг от uCoz