Дата постройки: первая половина 12-го века
Король: Серьяварман II
Культ: Брахманизм (Вишну)
Расчищен: в 1908-1911 г.г.
Непосредственно от террасы Гранд Отеля в Сием Риепе можно рассмотреть
южное возвышение центральной группы Ангкор Вата, сформированного из
расположенных в шахматном порядке башен, ко-торый предстает перед нами
в виде контуров заостренных шпилей, пробивающихся через лес.
Добираетесь ли Вы прямой главной дорогой (шесть километров от Сием
Риепа) или старой извилистой и тенистой проселочной дорогой (Commail),
кончаются они в одном месте - у юго-западного угла рва, заполненного
водой. Таким образом, Вы достигните основного входа в монумент –
западной дороги, покрытой брусчаткой, начало которой затенено
великолепным деревом Баньяна. Дорога, которая в итоге ведет в аэропорт,
уходит от этой дороги налево.
Ориентация памятника на запад, в отличие от других памятников Ангкора,
которые повернуты к восходу солнца фасадом, первоначально дала причину
для большой неразберихи. Некоторые исследователи полагали такое
расположение простой топографической необходимостью, тогда как другие
считали этот храм местом ритуальных обрядов. Ангкор Ват, формируя
прямоугольник приблизительно 1 500 на 1 300 метров, охватывает область
(включая рвы 190 метров шириной) примерно в 200 гектаров. Внешняя стена
ограничивает пространство 1025 м. на 800, или в 82 гектара. Это самый
большой памятник группы Ангкор.
Построенный на юге столицы Ангкор Том, Ангкор Ват расположен в
юго-восточном углу древнего города Ангкор (Ясодхарапура, построенный
Ясоварманом I) и расположен по центру холма Бакхенг, который
простирался между рекой Сием Риеп на востоке и плотиной рва, который
окружает этот холм, на западе. Возможно, храм был размещен с обеих
сторон главных подъездных путей к Ангкор Том. В топографическом смысле,
только легкость транспортировки камней от карьеров холма Кулен у реки
свидетельствует в пользу ориентации храма на запад. Этот аргумент
кажется недостаточным, так что считается, что гораздо более весомую
роль сыграли традиции. Поэтому вероятно, что предназначение этого
памятника, которое в конечно счете и определило его необычную
ориентацию по сторонам света, состоит в том, чтобы служить некому
специфическому обряду. Исследования миссис Фино, Коедса, Пржильского и
др. Боша, главы Археологического бюро Голландии доказали, что Ангкор
Ват фактически был погребальным храмом. Единственный, построенный в
течение жизни короля Серьявармана II, он, вероятно, служил для его
возведения на престол, а затем, вероятно, также как хранилище его
пепла.
Ориентация храма на запад, согласно теории др. Боша, типична для
индо-яванских погребальных памятников и различается с принципом
размещения алтарей в богословии. Кроме того, смысл ритуала погребения,
свойственного Брахманизму, заключается в том, что обычный порядок вещей
после смерти меняется местами (или переворачивается). В Ангкоре Ват, в
галерее барельефов, изображающих парады, ритуальная процессия сделана
не согласно обычной традиции, которая предписывает следовать за солнцем
(“pradakshina”) (как на остальных барельефах), а в
противоположном направлении (“prasavya”). Наконец, при
создании и оформлении Ангкора Ват использовался культ Вишну, и при
создании королевского лингама он больше не ассоциировался с Шивой, как
его предшествующие образцы, а ассоциировался с Вишну, чья традиционная
связь с западом весьма естественна и Серьяварман II вероятно, должен
был последовать этой традиции.
“Могила Лю Пан ”, описанная китайским дипломатом Чеу
Та-Куаном в конце 13-ого столетия и расположенная на юге столицы,
имеющая 10 "ли" в окружности, может также, возможно, быть
идентифицирована как Ангкор Ват, тем самым образом указывая на ее
погребальный характер. Кроме того, согласно кампучийской легенде о Пра
Кет, Ангкор Ват был идентичен дворцу “Небес Тридцати трех”,
построенным божественным архитектором Вишвакарманом по приказу Индры
для принца, душу которого бог вызвал на небо, чтобы затем послать на
землю для новой (второй) жизни. Это означает, согласно интерпретации
Коедса, что Ангкор Ват был построен, чтобы служить местом упокоения
скончавшегося принца, который был посмертно обожествлен.
ОПИСАНИЕ
Отделенный от леса рвами, Ангкор Ват расположен удачнее остальных
памятников группы относительно воздействия джунглей и, как следствия,
разрушения. Более того, после установления в качестве религии Буддизма
Малой Колесницы, с ее традициями укрытых пагод (как мест паломничества
кхмеров), в пределах его внутренней части, при однократной частичной
маскировке главного фасада, храм был «перекрещен» в новую
религию и использовался для служб, чтобы не «выбиваться» из
«общей веры». При восстановлении монумента необходимо было
предпринять большую работу по очистке, удалить большие количества
накопленной земли и, даже притом, что здания были в относительно
хорошем состоянии, произвести значительные работы по восстановлению.
Главная дорога к храму также потребовала восстановления.
Если Ангкор Ват самый большой и лучше всех сохранившийся памятник, то
он также и наиболее внушительное сооружение по природе его
архитектурного состава, сопоставимое с наиболее прекрасными
архитектурными сооружениями где бы то ни было. В совершенстве
определенный и сбалансированный план сооружения, гармония размеров и
чистота линий (впечатление торжественности, что для одиночных Кхмерских
сооружений не свойственно), отдельная забота о сохранении его
конструкций - все это заслуживает того, чтобы отнести данное сооружение
к шедеврам архитектурного мастерства. Это сооружение может удивить
своей сложностью, достаточно вспомнить про очень ограниченные средства
строительства в то время. Этот храм один из тех сооружений, формы
которых наиболее близки к нашим латинским идеям относительно единства и
классического порядка, рожденного симметрией выразительных осей. Ангкор
Ват – продукт работы силы и разума.
В 1866 г. шотландский фотограф Джон Томсон впервые из европейцев описал
Ангкор Ват как символ Вулкана Меру, центра Вселенной. Согласно ему семь
кругов центральной башни соответствуют семи цепям гор Вулкана Меру, три
террасы храма соответствуют трем платформам - земли, воды и ветра, на
которых покоится космическая гора, и воды, заполняющие ров
соответствуют Океану. План сооружения также дает единственную
возможность (в интерпретации объединенной теории) согласовать два яруса
пирамиды и храм на уровне основания, которые формируют крытые галереи,
удлиненные относительно восточно-западной оси. Ангкор Ват в
действительности представляет собой трехъярусную пирамиду, с уровнями,
ограниченным галереями, включающими в себя четыре прохода через рвы и
угловые башни. Верхняя терраса имеет квадратную форму, с расположенными
в шахматном порядке башнями, а две более низкие террасы, хотя и ярко
выражены на трех из их сторон, стали прямоугольными при их удлинении к
западу. Эти созданные две эспланады позволили размещение на втором
уровне двух зданий типа "библиотек", и двух других на первом, которые
являются более мону-ментальными по своему характеру, размещаясь в
крытой арке, которая, разделяя, пересекает галереи.
РВЫ
Рвы, окружающие внешние стены памятника (четвертые от центра на схеме)
украшены декоративными ступенями с рельефным обрамлением из песчаника
на протяжении пяти с половиной километров. Они прерываются только на
двух направлениях: на востоке простой земляной дамбой, которая,
возможно, прежде служила, чтобы принести строительные материалы на
место проведения работ от ре-ки, и на западе дорожкой, выложенной
песчаником, 12-ти метров шириной и 200 метров длинной, обрамленной
колоннами по сторонам, которые поддерживают ее выпуклые края. Немногие
из них видны, особенно расположенные справа от двух боковых лестниц,
которые ведут к воде. Около дороги находится крестообразная терраса,
приподнятая несколькими ступеньками и украшенная львами, ко-торая
начинает дорожку. Оба (и терраса, и дорожка) ограничены балюстрадами с
изображением змей-наг.
ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ
Внешнее окружение храма, состоящее из высоких латеритовых (кирпича из
красноцветных железистых или железисто-глинозёмистых элювиальных
образований, типичных для влажных тропических и субтропических
областей) стен, отделено ото рва тридцатиметровым порогом. Стены
разделены по валу длинной (235 метров) колоннадой, которая является
одной из трех частей входного павильона. В него также входят башни
крестообразной формы и галереи, которые связывали два павильона в
случае опасности и служили проходами для слонов.
В то время как проходы на случай опасности не имеют выходов к галереям
(с богато украшенными ложными дверями) и имеют пересекающиеся нефы
(вытянутая в длину, прямоугольная в плане часть помещения, имеющая с
двух сторон два разных основания), заканчивающиеся фронтонами. Три
элемента входного павильона открыты и украшены тремя башнями. Верхние
их части, к сожалению, являются утраченными (большинство верхних рядов
выкрошены). Галереи отделены от монумента простой стеной, просто
украшенной карнизом и низким бордюром из божественных танцовщиц (апсар)
в мотиве "гобелена". Весьма узкие (2.20 м.) галереи ограничены на их
внешней стороне линией квадратных столбов с полусводчатым приделом,
также поддерживаемом столбами, от которых сейчас ос-тались только
некоторые части. Их отсутствие, лишая состав сильного горизонтального
элемента, значительно умаляет пропорцию целого.
Если смотреть с фронта, то ансамбль служит своего рода экраном, который
укрывает от взглядов посетителей непосредственно сам монумент - это
позволяет его архитектура и получаемый за счет нее силуэт - до самого
последнего мгновения. Это пример темы, которая была развита в
дальнейшем во всех ее разновидностях - от незначительного к основному
без тени разногласий – в стремлении создать определенное
умонастроение и контролировать чувства, что эта форма и делает очень
успешно.
Осевой западный вестибюль, украшенный на пересечение двух фасов на его
северной стороне превосходной змеей-нагой, сразу демонстрирует частичку
исключительной декоративной скульптуры, которая весьма характерна для
Ангкор Ват. Ангкор Ват, вообще, строение с огромным количеством колонн
и архитрав (часть покрытия колонны, непосредственно лежащая над
капителью), которые имеют точность профиля, сопоставимых с греческим
искусством. Пилястры и перемычки – лучше всего сохранившиеся выше
восточной двери - тоже замечательно прекрасны.
Восточный фасад галерей также близок к совершенству - ложные окна с
направленными балюстрадами украшены бордюром из статуэток разнообразных
животных и украшены по периметру великолепно сохранившимися женскими
фигурками божеств, расположенных либо отдельно, либо в группах два или
три. Эти композиции считаются одними из самых прекрасных в памятнике.
Мы не можем не упомянуть входные павильоны четвертого уровня на трех
вторичных осях, вообще-то мало посещаемых, но, тем не менее,
настоятельно рекомендуемых для посещения. Имея превосходные пропорции,
но оставшиеся незаконченными, особенно внутри, они имеют прямоугольную
форму с пересеченными нефами с боковыми пристройками, и намного менее
развиты, чем западный входной павильон. Вы можете добраться до них по
дорожке через подлесок по центральной линии святилища. Вид на входной
павильон с севера перпендикулярно рву холма Бакхенг особенно
восхитителен.
МОНУМЕНТ
Устремляясь вперед из полумрака западного входного павильона,
посетители увидят великолепно вырисованную перспективу Ангкор Ват и его
насыпной дороги - теперь всемирно знаменитой – в проеме входной
двери, полностью залитой светом. Триста пятьдесят метров длиной и 9 м.
40 см. в ширину, дорога покоится на земляном основании и формирует путь
для процессий восемь метров шири-ной, который приподнят над землей на
уровень в полтора метра. Вымощенная и облицованная песчаником дорога
имеет ограждения в виде балюстрад из змей-нага на блоках, которые, в
солнечном свете, обрамляют дорогу игрой света и тени. С обеих сторон по
ее длине расположены шесть крылец с головами змей-нага, что
подчеркивает постоянство композиции.
Ближе к середине, с обеих сторон расположены два изящных здания,
немного приподнятые и лежащие вдоль дороги, которые известны как
"библиотеки". Их расположение в этой части храма, которая является
доступной для верующих, небольшие размеры и наличие у них четырех
монументальных портиков, которые позволяют пройти к их большому нефу со
столбами, полностью освещенному через окна с балюстрадами - все это
отличает их от обычного стиля такого типа здания. Возможно, мы можем
наблюдать здесь общественные залы для встреч, подобные тем, что
существуют в современных пагодах. Дорога затем проходит между двумя
квадратными водоемами, северный из них сохранил свои каменные ступеньки
и всегда полон воды. От его северо-западного угла открывается
живописный вид памятника во всей своей красоте.
Сам храм приподнят окружающей его обширной террасой, выглядящей очень
изящно с растущими на ней сахарными пальмами и дающими тень деревьями
манго. Главному входу предшествует высокая, крестообразная терраса,
расположенная на двух уровнях - так называемая “Великая
Терраса” – где, вероятно, исполнялись ритуальные танцы в
течение процессий и обрядов, и, вероятно, она служила трибуной для
суверена. Ее нависающий карниз, поддерживаемый колоннами, поддерживает
балюстраду, украшенную изображением змей-наг.
Первый уровень трехъярусной пирамиды проявляется как широкий
горизонтальный элемент, окруженный галереями. Простираясь на 1400
метров в своей полной длине, они формируют компактную
последовательность твердых ферм для центрального святилища, где
расположена комната божества, имеющая размер не более чем пять метров
по ширине. Отсутствие в композиции такого размера какого-либо
доминирующего здания является одной из характеристик архитектуры. В то
время как созданные перспективы могут казаться время от времени немного
искусственными, эффект остается тем не менее внушительным из-за
принципа единства.
Нижняя галерея (знаменитая галерея барельефов) доступная для масс
верующих, имеет размеры 187х215 м, расположена на короткой стороне
первого яруса. Входной павильон, ведущий к ней, состоит из трех частей
и связан с угловыми павильонами - с их пересекающимися нефами и
лестницами - посредством широких проходов (2м.45см.). Павильон имеет
простую внутреннюю стену и колонны на внешней стороне, его площадь
удвоена приделом с полусводом, также поддерживаемым колоннами. Серая
каменная крыша, лежащая выше, имеет желоба из плиток, которые, меняют
отражение света между столбами, нить верхушек которых образует пролеты
с двумя тонкими, мерцающими контурами.
Выше находится силуэт угловой башни угла (к сожалению, утратившей
верхушку) второй внешней части монумента, а далее и подобные из
центральной группы. Эти башни, столь характерные для Ангкор Ват,
появляются подобно коническим диадемам (из-за их многочисленных
зубцов). Они имеют большую длину, чем в других местах (из-за
чрезвычайного развития их венчающего мотива), а также три ряда
лепестков лотоса в дополнение к четырем сокращающимся верхним ярусам
нормального прасата (святилища в виде башни), и каждый их карниз
уравновешен стелами и антефиксами.
Галерея второй внешней части монумента размером 100 на 115 метров,
примыкая к предыдущей, идет на запад в виде удивительно красивой
пресекающейся крытой галереи (подобная галерея есть в Бенг Меалеа, где
храм выполнен в том же самом стиле). Галерея сформирована закрытыми
проходами, которые связывают два трехслойных входных павильона с
вторичным поперечными проходом. Ансамбль находится на промежуточной
высоте между первым и вторым уровнем пирамиды. Необходимость того,
чтобы построить верхний уровень под убежищем вдохновила архитектора
поднимать его галереи три раза непосредственно перед ступенями. Это
грозное архитектурное решение объединенное с легкостью подхода, придает
сооружению воздушный, эфирный оттенок.
Две галереи на север и юг – 2м. 90 см. по ширине - имеют закрытую
внешнюю часть и двойной ряд столбов, направленных к внутреннему двору.
Два главных прохода пересечения имеют центральный широкий неф (3,15 м.)
с двумя пристройками с полной высотой в 7,70 м. Оставшаяся область
имеет четыре канала, каждый из которых имеет богато украшенные стены и
единственную центральную ступеньку, которая, возможно, была или
бассейном или более низким внутренним двором. Учитывая отсутствие
ступенек, формирующих окружение обычного бассейна и присутствие
скульптур, кажется что, если когда-либо здесь была вода, то ее уровень,
возможно, не мог быть выше, чем верхняя ступенька, соответствующая
основной кладке, которая, подобно отделке камня, подверглась сильной
обработке.
Главные своды пересекающихся галерей были, как и в других местах,
обрамлены древесными облицовочными панелями, украшенными розетками в
форме цветов лотоса, остатки которых были найдены в этих местах.
Украшения сохранилось на полусводах, которые не имеют ложного потолка.
Вместо этого они были украшены красочной росписью, а местами и
золочением, также применяемом при художественном оформлении.
Антаблемент (верхняя часть здания, лежащая на колоннах) с бордюром из
апсар под карнизом и горизонтальными фигурными скобками, тимпан
(треугольное, западающее вглубь поле фронтона, обрамленное со всех
сторон карнизом) со сценами на фронтонах, где можно распознать среди
других вишнуистских легенд легенды о “взбалтывании океана”
и “боге, спящего на змее Ананта” - все это создало одно из
основных мест для молитв отшельников. Здесь посетитель может оценить
кое-что из стиля украшений классического периода кхмерского искусства:
от улыбок деват (божеств-женщин), перил окон, обработанных подобно
древесине и тонкие украшения, осторожно врезанные в поверхность камня,
которые, не бросая резкую тень, тонко оживляет стены.
При проходе через осевой проход пересекающихся галерей, взгляните
наискосок на юг к “Пра Пеан” (тысяча Будд), где расположена
масса восстановленных статуй. Они не представляют большого интереса,
так как типичны и сооружены позже, чем монумент. Мы рекомендуем
посетить северную часть поперечной галереи в месте ее выхода на случай
опасности, хотя и не думаем, что это относится к первоочередным задачам
освященного веками обряда хорошего туриста - встать напротив стены в
вестибюле и бить себя в грудь, чтобы испытать необычный резонанс. Тогда
можно нанести визит в верхнюю "библиотеку", которая является более
доступной, чем ее симметричный образ на южной стороне; отсюда
открывается прекрасный вид на верхние ряды пирамиды. Окружающий
монумент между вторым и третьим уровнем большой внутренний двор весьма
прост, единственное художественное оформление по длине его длинных
фасадов, являются ложные окна и одиннадцать лестниц его входного
павильона и угловые башни. Здесь самая широкая часть двух "библиотек".
Подобно тем, что присутствуют во внешнем уровне, они имеют четыре
дверных проема, но только два портика - хотя на контрасте, они
полностью освещаются окнами с балюстрадами по проходу пристройки к
главному нефу.
Возвращаясь к северной галерее пересекающихся галерей, Вы увидите
установленную надписанную стелу, датированная позже, чем дата основания
храма и обнаруженную в подлеске. Она была установлена в западной части,
и если Вы повернете немедленно налево, может попасть на второй уровень
посредством лестницы со ступеньками, которые являются менее скользкими,
чем такие же на центральной лестнице. Галерея второго уровня имеет 2,45
м. в ширину, простую стену по направлению к внешней стороне и окна с
перилами, выходящие во внутренний двор. Скромная обработка ее фасадов
из-за отсутствия любой более низкой пристройки компенсируется
бесчисленными изображениями деват (божеств-женщин), изваянных в
барельефе с экстраординарным разнообразием при-чудливых стилей причесок
и костюмов.
От основания северо-западной угловой башни, в то время как солнце
садится, или от северо-восточного угла утром (или в залитой лунным
светом ночи) вид центральной группы незабываем. Огромный двухэтажный
фундамент тридцати метров высотой, нарушаемый каскадной лестницей (угол
наклона которой приблизительно 70°), поднимающейся в едином порыве
за повышающейся линией основы, появляется в виде квадрата, также как и
расположенные, в шахматном порядке (60 метров в ширину), башни, и
окружен галереями с осевыми входными павильонами, которым предшествуют
портики. Из всех галерей в храме, только они открываются по обе
стороны, с окнами, украшенными балюстрадами на одной и двойным рядом
колонн пристроек на другой. В середине композиции возвышается
центральная башня 42 метра высотой, закрепленная четырьмя точками ее
пересечения с двойным вестибюлем, и достигает высоты в 62 метра над
главной дорогой в своем драматическом порыве ввысь.
Со второго уровня вокруг внутреннего двора можно оценить несколько
хорошо сохраненных фронтонов на опоясывающей галерее, особенно те,
которые расположены выше восточной двери северной галереи и центральной
двери южной галереи, и затем - к сожалению, на некотором расстоянии -
на угловых башнях центральной группы. Лучший из этих сохранившихся
фронтонов башен расположен к северо-востоку и изображает сцены
сражения. На западной стороне две маленькие "библиотеки" с четырьмя
дверями и с заделанными окнами по боковыми осями примыкают друг к другу
на том же самом уровне посредством приподнятого пересеченного прохода,
стоящего на маленьких столбах. Здесь расположена лестница, открывающая
путь к третьему уровню, и она менее крута, чем эти одиннадцать других
(приблизительно 50°), хотя любой страдающий от головокружения может
предпочесть использовать южную осевую лестницу, где дополнительные
конкретные ступеньки и перила делают подъем - и особенно спуск - менее
опасным.
Опоясывающая галерея на верхнем уровне имеет всего 2 метра в ширину и
разделена, подобно пе-ресекающимся галереям, на четыре меньших сектора
осевыми галереями, с широкими (2,4 м.) нефами и пристройками. Мы
рекомендуем полное путешествие вокруг, тем более так как вид на крыши
ниже - к сожалению, утративших украшения на своих хребтах, ни одно из
которых не может считаться неповрежденным - который затем переходит
вниз к основной входной дороге и окружающей сельской местности ничем не
отличается от вида с центральной башни. Необходимость в доминировании
центральной башни, несмотря на ограничения в плане, вдохновил
архитектора к дополнении ее на каждой из ее осей двойными портиками.
Проект их надстройки подобен лестницам пересекающихся галерей, в то
время как их карнизы и полусводы пристроек соответствуют многим
горизонтальным насечкам на угловых столбах главной башни, без которых
увеличение в высоте казалось бы весьма непропорциональным.
Несколько прекрасных украшений, больших по масштабу, остаются на
фронтонах, в то время как следы штукатурки в некоторых областях
предлагают, что вся центральная башня была когда-то окрашена или
позолочена. Святилище первоначально было открыто с четырех сторон, но
монахи-буддисты, когда они владели храмом, заложили стеной проемы,
сначала убрав идола брахманизма, и высекли ложные двери со стоящими
Буддами. Южный вход, повторно открытый Commaille в 1908 г., остался
открытым, что позволило Джорджу Труве получить доступ к центральному
колодцу в 1934. Простой песок был выкопан на глубину в 25 метров -
уровень, соответствующий внешнему уровню основания памятника - но, к
сожалению, не привел к сокровищу, помещенному под опорой и без сомнения
давно украденному. Это, однако, позволило сделать открытие на глубине
23 метров размещалось священное основание, состоящее из двух круглых
золотых листьев 18 см. в диаметре и 65 граммах весом, установленных в
блоке латерита.
Как можно заметить, чтобы закончить с верхним уровнем, на котором
монахи в отдельных местах произвели некоторые прискорбные ремонтные
работы, пришлось прибегнуть к специфической замене некоторых столбов
или заменить отсутствующие перемычки с колоннами, которые теперь
происходят из других частей памятника.
БАРЕЛЬЕФЫ
Барельефы служат украшением стены галереи третьего уровня и размещены
на уровне двух метров по высоте, занимая площадь более чем 1 000
квадратных метров, отсутствуя только в двух угловых павильонах.
Ограниченные зоной, которая была доступна для посетителей, на них
представлены легендарные и исторические сцены для просвещения верующих.
Врезанные непосредственно в поверх-ность стены и мало пострадавшие от
времени, по форме они относятся скорее к графике, чем к скульптуре.
Мастерство, с которым они выполнены, сильно разнится. От превосходного,
в случае, ко-гда художник ясно продолжал определять то, без чего
нарушится тенденция орнаментальной (или повторяющейся) скульптуры до
посредственного, когда преувеличенное значение имели границы стиля
(описанного Паулем Клодэлем как “буйный и отвязный”). Все
это, без сомнения, свидетельствует о том, что в оформлении галерею не
один человек и существовали различия в стилях художников, украшавших
галерею.
Торопящиеся посетители обычно довольствуются прогулкой по галереям,
находящимися на юге от центральной оси и западной галереей, тянущейся
до северо-западного павильона, которые, впрочем, особенно
примечательны. Северо-восточная четверть монумента, с другой стороны,
при осмотре не выявляющая никаких особенных недостатков в композиции,
была, после непродолжительного исследования Голубева по характеру
некоторых мотивов, отнесена к более поздней работе китайских
ремесленников, которые только закончили работы, начатые до них,
используя уже существовавшие предварительные контуры.
Порядок групп показывает, что только здесь присутствуют две различных
концепции. Первая, в отдельных композициях представлена настоящей
массой фигур в различных сценах бешенного боя, а вторая, которая,
возможно, наносилась немного позже и была более ограниченной в стиле,
была встроена в целую композицию согласно формуле, которая преобладала
в течение второй половины 12-ого столетия. Почти все барельефы были
идентифицированы Коедсом, и мы последуем за ним, согласно направлению,
наложенному погребальными обрядами “prasavya” –
начиная от места, близкого к западному входу и направляясь юг, а не с
востока и в направлении севера - в соответствии с научными
предположениями д-р. Боша и основанных на хронологии событий, которые
отметили правление обожествленного короля. Все картины касаются легенд
о Вишну (главный бог в одноименном течении в индуизме).
ЗАПАДНАЯ ГАЛЕРЕЯ, ЮЖНАЯ ЧАСТЬ
(На схеме - 1) Сражение на Курукшетре между Кауравой (клан, изгнавший
клан Пандава с их территории) (слева) и Пандавой (справа), иллюстрация
четвертой части Махабхараты, одной из главных индусских поэм.
Композиция находится на отдельной панели, в основании которой находится
процессия, в которой можно различить музыкантов и гвардию, состоящую из
солдат-пехотинцев. Возглавляют процессию командиры, которых несут слоны
или колесницы. В центре композиции сражение превращается в яростную
схватку, где некоторые детали - типа раненной лошади, пронзенной
стрелами и дротиками – отображены с поразительным реализмом.
Некоторые детали можно выделить с большей уверенностью. Слева изображен
Бхима, предводитель армии Кауравы, умирающий проткнутый стрелами, и
Дрона (гуру военных искусств, учитель Арджуны), на котором нет
конического головного убора богов и других героев, но с классическим
убором волос брахманов, а справа – Арджуна (индийский герой, сын
бога Индры и принцессы Кунти), ведомый четырехруким богом (являющийся
никем иным, как Кришной).
Можно заметить, что в местах прикосновения рук посетителей или остатков
от некого древнего лака, камень приобрел свойства бронзы или
полированного гранита, что четко видно.
УГЛОВОЙ ПАВИЛЬОН ЮГО-ЗАПАДА
Четыре ветви крестообразного павильона украшены изваяниями сцен,
местами, к сожалению, разрушенными воздействием воды, проникающей через
извилистые капилляры.
1. выше северной двери.
Сцена из Рамаяны (с санскрита – «Путешествие Рамы»,
эпическое произведение о делах и жизни Рамы, 2-3 тыс. лет до н.э), где
Рама (один из королей древней Индии, также известный как седьмая
ава-тара(воплощение) Вишну) убивает прекрасную газель Марику, что дает
возможность для похищения его жены Ситы многоголовым и многоруким
королем демонов ада ракшей Раваной.
2. северная ветвь, восточная стена.
Кришна (восьмая аватара (воплощение) Вишну и верховный бог), в
сопровождении своего старшего брата Баларамы (девятая аватара Вишну),
поднимает основание горы Говардхан (традиционно пред-ставляемую как
россыпь небольших алмазов) правой рукой, чтобы защитить пастухов и их
стада от бури, вызванной гневом Индры (один из старших богов, бог войны
и погоды).
3. северная ветвь, западная стена (выше проема двери)
Сцена из легенды о Вишну, о волнении Моря Молока, которое давало
эликсир бессмертия, который послужил причиной ссоры между богами и
демонами. На верхней части расположены два диска, каждый из которых
содержит изображение представляющее солнце и луну.
4. западная ветвь, северная стена (выше проема двери)
Многоголовый и многорукий король демонов ада ракшей Равана, принимая
форму хамелеона, проникает в женские палаты дворца Индры.
5. выше западной двери
Кришна в возрасте ребенка, тянет большую каменную ступу, к которой он
был привязан его приемной матерью, Ясодой, и поваливший два огромных
дерева в направлении своего движения.
6. западная ветвь, южная стена (выше проема двери)
Многоголовый и многорукий король демонов ада ракшей Равана пытается
поколебать гору, на которой царствуют Шива и его жена Ума.
7. южная ветвь, западная стена (выше проема двери)
Шива медитирует на вершине горы с Умой, на его стороне заметен Кама,
бог любви, который стреляет в него стрелкой из трубки, сделанной из
сахарного тростника. Бог, разъяренный и обеспокоенный, ударяет глупца,
который умирает на руках его жены Рати.
8. выше южной двери.
Смерть демона Праламбы (?) и тушение огня Кришной.
Праламба – демон, который играл с Кришной и его братом Баларамой
в игру, заключающуюся в том, кто дальше прыгнет. Проигравший должен
быть тащить победителя назад, к месту старта. Праламба проиграл и
должен был нести Балараму, но не понес, а обратил себя в великана и
попытался убежать. Баларама настиг его и убил.
9. южная ветвь, восточная стена (выше проема двери)
Сцена из Рамаяны. Наверху изображен поединок между двумя соперничающими
братьями, Валином и Сугривой, королем обезьян. Рама, вмешавшись в
борьбу, приносит победу своему союзнику, убив Валина стрелой. Ниже,
Валин умирает на руках своей жены, Тары, которая носит три
остроконечных мукуты (конические головные уборы, служащие для ношения
диадем). На панно, которое примыкает к окну, на нескольких фрагментах
показаны несколько обезьян, оплакивающих Валина, прекрасных в
разнообразии их чувств и эмоций.
10. восточная ветвь, южная стена (выше проема двери)
Ужасно разрушенная и неопознанная группа. Можно различить сидящую
фигуру в центре, разговари-вающую со многими другими, выше фигуры
отшельников.
11. выше восточной двери
Кришна, получающий дары, предназначенные для Индры (?).
12. восточная ветвь, северная стена.
Морской праздник государства Дваравати, где можно видеть два лежащие
выше короткие куски каната, завязанные апсарами. Судно выше несет
некоторых шахматистов, в то время как более низкое несет нескольких
людей, играющих с детьми. Направо изображены петушиные бои.
ЮЖНАЯ ГАЛЕРЕЯ, ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ
(На схеме - 2) Это “историческая галерея”, где отдельное
панно длиной 90 метров посвящено королю Серьяварману II, строителю
Ангкор Ват, канонизированного под именем Парамавишнулока.
Левая часть начинается двумя ярусами: на верхнем изображена аудиенция
короля, с группой, обращенная к трону суверена, установленному на
основании из изречений Шивы и узнаваемому по его большому размеру и
золочению, хотя и более поздней работы, который его покрывает, на
нижнем же изображена процессия дам дворца.
С этого места начинается изображение парада сплоченной армии:
командиры, спускающиеся сверху, воссоединяются с их отрядами, которые
переданы, в основном, как группа пехотинцев и наездников,
представленными построенными в ряд в примитивной перспективе.
Командиры, ранг которых обозначен числом балдахинов, которые их
окружают, изображены на зеленом фоне и могут быть идентифицированы 28
маленькими надписями, выгравированными около них. Стоя на слонах с
набедренными повязками, скрученными или одетыми, они окружают короля
Парамавишнулока - двенадцатого слева – представленного выше всех,
с надетой мукутой (конический головной убор, служащий для ношения
диадем) с диадемой, по уровню достигающего верхнего края панно с его 15
балдахинами. Он вооружен своеобразным длинным ножом, который подобен
“купекупе” (мачете), все еще используемому кампучийцами
сегодня.
Немного поодаль, парад теряет свой военный характер, чтобы уступить
место пышному религиозному шествию Брахманов с прическами, в которых
звенят маленькие колокольчики. Это - процессия раджа-хотар
(королевского священника, приносящего жертвы), которого можно видеть
едущим в паланкине позади ковчега, содержащего священное пламя.
Непосредственно его процессии предшествуют музыканты, носильщики и
шуты. Парад продолжается, заканчиваясь в исключительно в тайском стиле
- в то время союзниками кхмеров - с их странными колоколообразными
платьями и прическами, украшенными перьями, привносящими тем самым в
процессию дух воинов Океании, в течение долгого времени принимаемым за
"варварский".
ЮЖНАЯ ГАЛЕРЕЯ, ВОСТОЧНАЯ ЧАСТЬ
(На схеме - 3) Это панно 60 метров в длине, на своих трех уровнях,
посвященных суду Ямы (индуистское божество, распорядитель ада и
определяющий судьбу умерших) над мертвыми, а затем представленными на
двух уровнях изображениям небес и ада, руководствуется 36 короткими
надписями, которые показывают, что есть 32 уровня ада, и 37 уровня
небес.
Изображение небес остается постоянными на всем протяжении, практически
не меняясь и довольно скучно и монотонно, являя собой всего лишь
воздушные замки в которых избранные, окруженные слу-гами, ведут жизнь,
полную удовольствий и радостей (которые остаются вполне земными).
Изображение пыток в аду намного более разнообразно, но по своей
продолжительности они слишком коротки, так как индусские религии не
знали ничего о вечном проклятии. Что стоит отмечать, что палачи,
огромного роста, которым помогают свирепые животные, сами также
прокляты.
Налево ведут две дороги, одна в рай, другая в ад. Яма, верховный судья
с многочисленными руками, сидящий на буйволе, указывает своим двум
советникам, вершителями человеческих судеб Дхарма и Ситарагупта, на те
несчастные души, которые должны быть брошены вниз в ад, чтобы перенести
очистительные пытки, которые, иногда кажутся непропорциональными
серьезности совершенных пре-ступлений. Например, людям, которые
повредили собственность других, в качестве пытки назначалось сломать их
кости, чревоугодник рассекался пополам, ворам риса заливали в живот
расплавленный металл, а тем, кто собирал цветы в саду Шивы, пробивали
их головы гвоздями, и воры выставлялись на мороз.
Идущий по всей длине бордюр из гаруд (божественных птиц с телом
человека) отделяет
ВЫПАВШАЯ ЧАСТЬ - ВОССТАНОВИЛ
ад от богатых дворцов избранных с их богатым убранством и великолепными
летающими апсарами, которые стоят “как атланты”.
ВОСТОЧНАЯ ГАЛЕРЕЯ, ЮЖНАЯ ЧАСТЬ (на схеме - 4)
Взятый из Бгхавад-Пураны сюжет показывает великую, общеизвестную и
часто представленную в кхмерском искусстве легенду о взбалтывании Моря
Молока. Закрепленная панель простирается почти на 50 метров и имеет
осевую симметрию. Как следствие, она намного более стилизована, чем
другие – все фигуры имеют схожую позицию в общих усилиях в своем
ритмичном движении.
Путем взбалтывания моря божества производили эликсир бессмертия, из-за
которого произошла ссора между богами (дэвы) и демонами (асуры).
Опирается на черепаху одна из форм Вишну, центральным основанием
которой служит мистический знак Мандара, обвитый змеей Васуки. Асуры
держатся впереди, а дэвы в хвосте. На барельефе асуры расположены слева
в количестве 92 и носят своеобразные шлемы, в то время как 88 дэвов
справа носят мукуты с диадемами. Каждый из них ориентирован по
направлению трех больших картин, удачно нарушая монотонность, и, далеко
справа изображена обезьяна Хануман, союзник богов.
Вишну, воспроизведенный еще раз, на сей раз в человеческом облике
Катурбхуджи, руководит действием, которое, согласно легенде,
продолжалось в течение более чем тысячи лет. Последовательно появляются
сотни различных существ, включая белого слона Айравана, лошади
Уккайхшравас, на которой восседает Индра, бесчисленные толпы прекрасных
апсар, изображенных здесь как бордюр по длине группы - и Лакшми, богиня
красоты. Изображенная змея выплевывает халахала (смертельный яд),
который покрывает волны, рискуя уничтожить богов и демонов - особенно
тех, кто находится впереди. По требованию Брамы, Шива самостоятельно
приносит себя в жертву и выпивает жгучий яд, оставляющий шрамы на его
глотке.
В конце изображен текущий эликсир, чей поток захватили асуры, и Вишну
появляется перед ними в образе очаровательной Майи (миража), очаровывая
их и вновь обретая желанный кубок.
На барельефе, с которым эта часть истории фактически не связана, можно
также снова увидеть в основании – ограниченном двумя рядами
охраны и слуг, ожидающих около нескольких колесниц, слонов и лошадей
участников истории - образ змеи Васуки, скользящей в воде перед ее
участием во взбалтывании. Близко к центру композиции изображены
различные рыбы и морские монстры, извивающиеся в бурном потоке.
ВОСТОЧНАЯ ГАЛЕРЕЯ, СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ (на схеме - 5)
На стене, пересекающий восточный входной павильон, можно заметить
большую надпись (более позднюю, относящуюся к началу 18-ого столетия),
которая касается размещения погребального памятника или
“седей”. Его также все еще можно видеть, наполовину
разрушенный, во внешней части галереи.
Группа барельефов, представленных здесь, весьма посредственна, и,
симметрично размещенная, изображает победу Вишны над асурами
(демонами). По двум сторонам, на двух едва различимых уровнях, армия
асур перемещается к центру, где Вишну, стоящий на плечах Гаруды
(четырехрукой птицы-бога с телом человека), с лицом, направленным на
юг, обращает врагов в бегство после побоища. Все воины имеют
характерную маску демонов и увенчаны головными уборами. Также можно
заметить, немного справа от центрального сюжета расположена группа,
любопытно установленная на гигантских птицах.
СЕВЕРНАЯ ГАЛЕРЕЯ, ВОСТОЧНАЯ ЧАСТЬ (на схеме - 6)
Здесь, в ужасной толчее, созданной представленными армиями, изображена
победа Кришны над асурой (демоном) Бана. Мастерство, с которым выполнен
данный барельеф, очень невысоко Можно выделить, следуя слева направо,
следующие сцены: стоящего на Гаруде (четырехрукой птицы-бога с телом
человека) Кришну с восьмью руками и ярусом голов двух героев; Гаруда,
гасящий стену огня, которая защищает вражеский город, позади его
(Кришны) стоит Агни (бог огня) на носороге; четыре точных копии
начального мотива, где, на втором, Кришна имеет только четыре руки;
встреча Кришны с Баной, изображенного с многочисленными руками,
приближающегося с противоположного направления, восседающего на
колеснице, которую тянут оскаленные львы; еще раз Кришна на Гаруде в
компании двух союзников; наконец, в крайнем правом сегменте, Кришна,
становящийся на колени перед Шивой, который царственно восседает на
Кайласе (горный пик в Гималаях, где правит Шива) с Парвати (жена Шивы,
богиня горы, где царствует Шива) и Ганешой (второй сын Шивы и Парвати,
четырехрукий бог с головой слона) и просит позволения даровать Бане
жизнь.
СЕВЕРНАЯ ГАЛЕРЕЯ, ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ (на схеме - 7)
Другая боевая сцена – дэвы (боги) против асур (демонов) - в
отдельной группе и без разделения порядков. Здесь мастерство художника
лучше.
Коедс видит в этой группе “драгоценный иконографический документ,
в котором представлены все главные боги Брахманического Пантеона, с
присущими им классическими атрибутами и на традиционных
основаниях”. Барельеф изображает ряд поединков, где каждый из 21
богов представлен в схватке с асурами, от которых они отличаются только
по стилю волос - весь набор на фоне сражающихся воинов.
Можно распознать слева направо: после семи первых групп противников
идет Кубера (бог богатства), стоящий на плечах Якша (подземного
полубожества, полубога-полудемона, охраняющего подземные сокровища);
затем, спустя две группы, Сканда (бог войны с многочисленными головами
и руками) на своем павлине; затем Индра, стоящий на слоне Айраване с
четырьмя клыками; Вишну с четырьмя руками на Гаруде (четырехрукой
птицы-бога с телом человека), который отделен от всех участников
частями четырех вставших на дыбы лошадей двух вражеских колесниц; асура
Каланеми, с четырьмя ярусами голов, размахивающий вооруженными мечами
руками; Яма (бог мертвых и высший судья) на колеснице, которую тянут
волы; Шива, натягивающий лук; Брама на священном гусе Хамса; Сурья (бог
солнца), выделяется на его диске; и, наконец, Варуна (бог вод), стоит
на пятиглавой змее-наге, используемый подобно амфибии.
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ УГЛОВОЙ ПАВИЛЬОН
Декорированный полностью подобно его симметричному образу на
юго-западе, этот павильон имеет некоторых замечательно хорошо
сохранившиеся изваяния, исполненные с самым высоким мастерством.
1. выше восточной двери
Сцена из Рамаяны показывает основание Малайи (Малайзии) и встречу между
Рамой, его братом Лакшманой и Сугривой, королем обезьян, с целью
заключения договора союза.
2. восточная ветвь, северная стена (выше проема двери)
Спящий Вишну, наклонившийся на змею Ананту, его ноги поддерживаются его
женой, ниже изображены летящие апсары. Выше находятся некоторые
прекрасные образцы скульптуры, показывая процессию девяти богов,
пришедших, чтобы запросить воплощение на земле: Сурья на его колеснице,
запряженной лошадьми, стоящий на своем диске, Кубера на плечах Якши,
Брама на Хамсе, Сканда на павлине, неопознанный бог на лошади, Индра на
слоне, Яма на буйволе, Шива на быке Нандин и другой неопознанный бог на
льве.
3. восточная ветвь, южная стена
Кришна вновь овладевает горой Маниправатой. Восседающий на Гаруде
(птица-бог с телом человека) с его женой Сатьябхамой, бог
сопровождается его армией, и слуги несут останки побежденного асуры
(демона) Нарака. Гора, причина битвы, показана позади Кришны.
4. северная ветвь, восточная стена (выше проема двери)
Беседа во дворце, где можно видеть две фигуры, участвующие в разговоре,
тела двух мужчин, лежащих на животах, и затем, на ряде уровней,
некоторые очаровательные сцены женских палат.
5. выше северной двери
Сцена из Рамаяны – похищение Ситы (жены Рамы) гигантом Вирадхой в
лесу, в которого Рама и Лакшмана стреляют из лука.
6. северная ветвь, западная стена (выше проема двери)
Место из Рамаяны, сильно пострадавшее от проникающей воды,
демонстрирующее испытание Ситы, которая помещена в огонь после ее
избавления, чтобы доказать ее невиновность и чистоту. Остались только
части и силуэты некоторых фигур - вероятно Рамы, Лакшманы, Сугривы и
Ханамана, выше которых расположены многочисленных ряды обезьян,
рассматривающих действие со специфической живучестью. Принцесса
полностью исчезла от воздействия воды.
7. западная ветвь, северная стена (выше проема двери)
Сцена из Рамаяны. Рама возвращается на колеснице Пушпака, которая
служила его транспортом в Айодхая после своей победы. Эта колесница
была великолепно украшенная, ее тянули Хамсы (священные гуси) и она
принадлежала Кубере (богу богатства) и была украдена королем демонов
ада (ракшей) Раваной. Здесь снова некоторые подпорченные изображения
заканчиваются длинной вертикальной группой ликующих обезьян,
представленных с некоторым юмором.
8. выше западной двери
Сцена из Рамаяны. В середине группы обезьян, Рама, сопровождаемый
Лакшманой, формирует союз с ракшей (демоном ада) Вибхисаной, который
предает своего брата Равану.
9. восточная ветвь, южная стена (выше проема двери)
Сцена из Рамаяны. Разговор между Ситой (женой Рамы), пленницей Раваны
(королем демонов ада ракшей), и Ханамана в зарослях асока. Принцесса,
по предложению доброй ракши Триджаты (с ее стороны), дает Ханаману
кольцо, которое должно помочь успеху миссии Рамы. Ниже - ряды ракшей.
10. южная ветвь, восточная стена (выше проема двери)
Неопознанная сцена, где, на верхней части, можно видеть, что Вишну с
четырьмя руками сидит, получая знаки признательности от грациозных
апсар, которые кружат над ним.
11. выше южной двери
Сцена из Рамаяны. Рама и Лакшмана, сражающиеся с Кабандхой, ракшей с
огромным телом, большой грудью и без головы, но с лицом на животе.
12. южная ветвь, восточная стена
Сцена из Рамаяны. Соревнование по стрельбе из лука, в котором Рама,
изображенный в центре, победил. В суде изображен король Джанаки, около
богато одетой Ситы, а Рама, мощно натянув тетиву, стреляет в цель
(представленную здесь птицей сидящей на колесе), в то время как ниже
разместились побежденные претенденты.
ЗАПАДНАЯ ГАЛЕРЕЯ, СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ ( на схеме - 8 )
“Сложное переплетение обезьян и ракшей”,– говорит нам
Коедс - “которые в бешенстве наносят удары друг другу палками или
кусками скал. На этом переполненном и перепутанном заднем фоне,
некоторые детали которого изображены не без юмора, ряд поединков
показывает главных руководителей этих двух сторон.
В центре группы, большой ракша с десятью головами и десятью парами рук
атакован богом, сидящем на большой обезьяне – достаточно одного
взгляда, чтобы распознать сражение Ланки, история которого занимает,
почти полностью, предпоследнюю часть Рамаяны”.
Изображение сражения Ланка (Остров Цейлон), которое позволило Раме, с
помощью его союзников обезьян, возвращать прекрасную Ситу, являет собой
выдающуюся повествовательную скульптуру которая, помимо превосходного
исполнения, заслуживает детальной экспертизы поразительно переданной
живостью персонажей, представленных в полном действии.
Основные противники находятся посередине изображения: в одной стороне
Рама, стоящий на плечах Ханамана, окруженного градом стрел с
находящимся позади него его братом Лакшманы и изменившего ракши
Вибхисана. Оба стоят, их спокойное отношение контрастирует с хаосом
вокруг них. С другой стороны - гигант Равана (король ракшей) с
многочисленными руками и многоярусными головами, на его военной
колеснице, которую тянут любопытно стилизованные львы.
Между двумя противниками, Нила, разъяренная обезьяна, колеблется между
двумя странными львами, тянущими колесницу, возглавляет процессию. Она
несет тело его недавно побежденного врага на своих плечах. Другая
обезьяна, Анганда, сын Валина вытягивает бивень слона, на котором в
качестве головного убора три мукуты, оброненные им и несомые ракшей.
Далее справа оживленная группа агрессивных обезьян, опорные ноги
которых держат два огромных монстра, которых они только что распутали -
так же как многие другие поединки, слишком многочисленные, чтобы
упоминать….
Одна из американских посетительниц, в своей любви к Ангкору, завещала
после ее смерти развеять пепел на дороге Ангкор Вата, что было
проделано в начале 1936. Такой жест в символической форме отображает
экстраординарную власть, которой эти древние руины обладают над
воображением народов.
Независимо от того, что кто-то может подумать, Ангкор Ват заслуживает
множество посещений, по крайней мере два: один для монумента и другой
посвященный барельефам. Один из них должен обязательно пройти утром,
когда свет ясен, а остальные должны быть лучше всего в конце дня,
поскольку башни становятся все более и более золотыми, освещаемые
солнцем, снижающимся к горизонту. Иногда, в сумерках, летучие мыши -
проклятие руин, которые сильно пахнут от их испражнений - летают здесь
тысячами, и это - любопытное зрелище, чтобы видеть взлет подобно
столбам дыма, который будет рассеян ветром по воздуху. Нельзя также
пропустить ночи полной луны, ни показов традиционных Кампучийских
танцев, которые проводятся на западной эспланаде и оживляют древние
легенды в жарком свете факелов. Эти выразительные танцы, столь
сдержанные и контролируемые, где каждое чувство и страсть могут быть
выражены в самой простой дрожи, проходящей через танцора к щелчку
кончиками пальцев, они иллюстрируют архитектуру с живущими барельефами.