Как гласит легенда – если, конечно, Вы верите им - древние
династии кхмерской империи произошли от союза индусского принца Preah
Thong (Прех Тхонг) – который был выслан из Дели отцом - с
“женщиной-змей”, дочерью Короля Змей (Награджа), который
был верховным повелителем земли. Она явилась ему во всей своей сияющей
красоте, резвясь на песчаном берегу, где он остановился, чтобы разбить
лагерь на ночь. Он женился на ней и Король Змей, выпив воду, которая
покрывала землю (тем самым, осушив ее), дал ему новую страну, названную
принцем Камбаджа и построил ему столицу.
Другая легенда, воспроизведенная на надписи в Мисоне в Чампе (посреди
Вьетнама) и в различных описаниях Камбоджи, заменяет принца брахманом
Кондинья. Он “женился на змее Сома (Луна), чтобы завершить
обряды” и, бросив волшебное копье, которым был вооружен, основал
в месте его приземления королевский город, где Сомавамса (Путь Луны),
должна была править.
Другая популярная версия, хотя и менее широко распространенная,
трактует происхождение нации как слияние махариши (духовного лидера)
Камбу и апсары (небесной девы) Мера, чей союз является символическим
относительно гармонии между двумя большими путями, солнечным
(Сурявамса) и лунным (Сомавамса). Это особенно заметно в слове Камбаджу
- сын Камбу - и от этого пошло название "кампучиец", которым мы теперь
называем существующих потомков древнего кхмера.
Какой бы ни была версия, которая ближе Вам, ее мифическое значение
бесспорно – ведь это только легенда. Правда состоит в том, что
население Камбоджи произошло от двух разных типов: индусов и туземцев.
Нация кхмеров не только - как могут подумать некоторые - люди чистой
индийской или индусской крови, которые пришли - следуя миграционным
процессам - обосноваться в области, лишенной любых жителей (или где
местная раса была уничтожена массовой высылкой).
Основанная в доисторические времена, в нижней долине Меконга на юге
Индокитайского полуострова, страна включала в себя не только
существующую на сей день Камбоджу, но также и Кохинхину (южная часть
Вьетнама), части Сиама (Таиланда) и Лаоса. То есть население,
проживающие сейчас в Камбодже, по сути дела является смесью –
более этнологической, а не лингвистической - людей из нижней части
Бирмы и различных племен варваров аннамитической цепочки,
непосредственно в свою очередь весьма вероятно происходящих от
негроидов и индонезийских корней. Индийский вклад в расу последовал
из-за естественного расширения к востоку по коммерческим, гражданским и
религиозным причинам, что более вероятно, чем версия брутальных
политических решений (высылка и ссылка). Более того, с падением
кхмерской империи - картины которого в высшей степени захватывающи, что
очевидно при очень коротком времени ее разрушения – наступил,
возможно, полный упадок и запустение столицы. Но, что самое
удивительное, раса кхмеров не исчезла.
С небольшой помощью из Франции и ясным пониманием славы их прошлого,
эти люди скоро восстановили понимание их ценности и начали подниматься
снова – никогда впрочем, не прекращая своего существования.
Сохранив свои фундаментальные особенности – традиции, религию и
язык - их художественные таланты нуждаются только в возможности
возродиться. Природные катастрофы, землетрясения, наводнения или
засухи, безусловно, сказались на экономике страны. Хоть это и трудно
признать, что землетрясение могло оставить очень много каменных
структур целыми, разрушительные признаки его, типа заполнения огромных
бассейнов и низменных областей Ангкор Том и его предместий
присутствуют. Это заставляет сделать предположения о возможности
переполнения Великого Озера или прорыва некоторой вероятной плотины - в
случае повторных землетрясений или наводнений - и обычно, такие
бедствия обычно приводят к эпидемиям и опустошению. Аналогично, крах
усовершенствованной гидравлической системы, которая давала жизнь и
изобилие области, приведет к тому, что эта область станет неприветлива
и пустынна, тогда как была до тех пор населена и обильна. Но и
человеческих причин достаточно. Хотя только пять столетий отделяют нас
от даты, с которой Ангкор перестал быть столицей, нельзя забывать, что
тяжелое и намного менее великолепное время следовало за периодом
четырех столетий – с 9-ого до 13-ого века – периода блеска
Ангкора.
Исчерпанный королями-строителями Ангкора в их стремлении гарантировать
себе посмертную славу людской ресурс привел к тому, что народ Камбоджи
больше не мог оказывать сопротивление ряду кровавых войн,
сопровождаемых систематическим обращением населения в рабство. Крушение
империи наступило, но не полное исчезновение народа.
КАМБОДЖА И КАМПУЧИЙЦЫ.
Географическая структура древней кхмерской империи отражена в ее
памятниках. Хотя они и плотно сгруппированы в области Ангкор на север
Великого Озера, если, однако, рассмотреть их все, то более чем тысяча
остается рассеянной по области между Сиамским заливом и Вьетнамом с
одной стороны и дельтой реки Меконг и долиной Менам с другой. То есть
на тот момент в Камбоджу входила непосредственно сама Камбоджа, большая
часть Кохинхины, низ и середина Лаоса, восточный Сиам и часть долины
Менама. Изменения, которые произошли за столетия, произошли не от
нехватки единства в народе, а скорее от контраста климата между сухими
областями на севере, ограниченными цепью гор Дангрек и плодородными
равнинами на юге.
Границы Камбоджи сегодня ограниченны Сиамским заливом к юго-западу,
Лаосом на севере и Вьетнамом на востоке и юго-востоке. Ее главная
артерия - долина Меконга, которая пересекает Камбоджу с севера на юг. В
Пномпене Меконг сливается с рекой, вытекающий из озера Тонле Сап,
распространяясь далее на северо-запад по большой равнине, которая
простирается приблизительно на 140 километров на 30, орошая ближайшие
равнины. Тонле Сап - прежде морской залив, который теперь сформировался
в озеро – имеет интересную особенность: каждый дождливый сезон, с
мая до октября, его воды больше не в состоянии течь в Меконг и начинают
выходить из берегов, повышаясь на десять метров. Таким образом,
формируется огромный регулируемый бассейн, площадь поверхности которого
утраивается по сравнению с сухим сезоном. Большие водные фестивали с
гонками каноэ в течение полной луны ноября отмечают конец этого
периода, и Король, в символическом ритуале, осуществляет контроль над
изменением потока. Каждое ежегодное наводнение продолжает повышение
уровня воды в озере еще далее, полностью затопляя засаженные деревьями
зоны, которые ограничивают его берега и обеспечивают особенно обильное
источник питания рыбе, водящейся в озере - настолько, что это делает
это озеро самым богатым рыбой водоем в мире.
Камбоджа расположена между 10 и 14 градусами северной широты, и климат
в ней близок к экваториальному с почти постоянной температурой.
Контраст между сухим сезоном и сезоном дождей, однако, весьма заметен,
и хотя средняя температура года - 28 градусов, ночи декабря и января
– которые очень свежи – температура может упасть до
приблизительно 20 градусов. В то же время, в апреле и мае погода
отличается высокой температурой, достигающей 35 градусов в атмосфере
постоянных, непрерывных ливней. Хоть и затронутая муссонами, страна
защищена от побережья горными цепями в пределах от 1000 - 1500 метров в
высоте – особенно заметны горы Слона, где расположена высотная
станция Бокор – что делает климат в стране менее влажным и
нездоровым, чем в Кохинхине. Здесь небо днем довольно часто бывает
ясными, а ночью часто видна луна. С ее восьмью миллионами жителей и 180
000 квадратных километров площади, Камбоджа - слаборазвитая страна с
небольшой площадью возделанной земли.
Слабые сельскохозяйственные ресурсы дополняются ловом рыбы, небольшим
выращиванием рогатого скота и лесоводством, в то время как большая
часть страны главным образом покрыта нетронутым лесом и кустарником и
остается незаселенной. Рис и рыба - основная пища в этой стране и
урожай зависит от дождей и наводнений. Рыбы в Камбодже очень много -
даже в областях Пэдди, где она зимует в подземной грязи в течение сухих
месяцев, чтобы появиться с первыми дождями. На Тонле Сапе, в течение
сухого сезона, целые деревни установлены на открытом озере – все
их имущество простирается от и до стоек с сохнущей рыбой.
Сельские жители Камбоджи живут в первобытной простоте, на воде (если
это возможно), в соломенных хижинах или в деревянных зданиях поднятых
от основания на двухметровую высоту. Такой дом защищен от животных и
наводнений, и позволяет держать домашний скот под домом. Если
камбоджиец обеспечен достаточным количеством работы, чтобы быть в
состоянии заплатить налоги и поддержать его семью, то он живет
предпочтительно в середине его небольшого семейного круга. По большей
части камбоджийцы не имеют вкуса к бизнесу, и поэтому позволяют
китайцам или вьетнамцам с излишком производить продукцию на своих
рисовых полях или рощах сахарных пальм, разводить свиней, цыплят или
фрукты в своих садах. Обильные смешения крови за столетия - самые
удачные из которых закончились целыми городскими кварталами (ЧайнаТаун,
например) - кажется, существенно не изменили природу людей. Кампучийцы
широкоплечи и мускулисты (рост в среднем составляет 1.65 м.),
брахицефалы и имеют темный цвет кожи. Нос широк, губы толстые, а глаза
прямые и узкие. Волосы обычно короткие, даже у женщин.
Древняя Камбоджа
Наши знания о древней Камбоджи черпаются из трех источников:
интерпретация барельефов, письма китайских путешественников, и чтение
надписей на камнях. Ничего не осталось от крашеных рукописей
пергамента, на которых писали мелом, или листьев пальм Latania, на
которых письмо почернело вместе с подложкой. Эти чрезвычайно
скоропортящиеся отчеты были не в состоянии сопротивляться ни огню,
влажности, ни термитам.
• БАРЕЛЬЕФЫ
Сцены, изваянные на барельефах, в особенности в Байоне, часто очень
точно показывают - если у Вас имеется время, чтобы изучить их подробно
- картины ежедневной сельской жизни, которая с тех пор изменилась
совсем немного. Вы сможете увидеть на них те же самые виды жилья, те же
самых телеги или каноэ, те же самые костюмы, те же самые инструменты
для культивирования земли, охоты, ловли рыбы или же музыкальные
инструменты, те же самые привычки и те же самые ручные поделки.
• КИТАЙСКИЕ ХРОНИКИ
Самыми полными из китайских хроник - и самыми подробными - являются
хроники Чеу Та-Куана, кто, в 1296 году, сразу после первых войн с
сиамцами (в начале периода упадка), сопровождал китайско-монгольского
посланника в Ангкор. Его “Мемуары на Таможне Камбоджи”,
переведенные Полом Пеллиотом и изданные в Бюллетене Французской Школы
Дальнего Востока от 1902, дают понимание относительно условий жизни в
Камбодже в конце 13-ого столетия. Он говорит относительно жителей:
“Таможня, обычная всем южным варварам, может быть найдена повсюду
в Камбодже, жители которой – люди грубые, уродливые и очень
загорелые. Это верно не только для тех, которые живут в отдаленных
деревнях морских островов, но обитателей центра. Только придворные дамы
и женщины благородных домов белы как нефрит. Их бледность происходит
оттого, что они постоянно загораживаются от сильного солнечного
света»
“Вообще говоря, женщины, как и мужчины, из одежды имеют на себе
только полоску ткани, обвязанную вокруг талии, показывая свои голые
груди молочной белизны. Они закрепляют свои волосы узлом, и ходят
босиком - даже жены Короля, которых пять, одна из которых живет в
центральном дворце и по одной во дворцах, расположенных по четырем
сторонам света. Что касается любовниц и девочек дворца, я слышал, что
их есть от трех до пяти тысяч, разделенных на различные категории, хотя
они и редко видятся вне ворот дворца. Когда семья имеет красивую дочь,
то никогда не поздно отослать ее к дворцу”
«В более низкой категории находятся служанки, которые делают
работу для дворца, и их, по крайней мере, две тысячи. Они все замужем и
живут по всему городу. Волосы их лба высоко выбриты на манер северных
людей и украшена ярко-красной точкой, как и на каждом храме. Только
этим женщинам разрешают вход во дворец, вход в который запрещен всем,
кто имеет более низкий разряд»
«Женщины народы носят волосы в узле, но без шпильки или гребенки
или любого другого украшения головы. На руках они носят золотые
браслеты, а на пальцах – кольца из золота. Такая мода также есть
у женщин дворца и придворных дам. Мужчины и женщины одинаково
используют духи, составленные из сандалового дерева, мускуса и других
эссенций»
«Вероисповедание Будды – универсально для всех ...»
• НАДПИСИ
Наука, занимающаяся изучением надписей на древних памятниках, является
менее анекдотичной, чем кажется, в сущности, и описывает другую
Камбоджу, особенно ее историю, предлагая более серьезную документацию.
Вместе с исследованием искусства, эта наука позволила определить точные
даты постройки монументов. Неразрывно связанная с именами Барта,
Баргайгна, Керна и Аймонира, а затем и Луи Фино и Джорджа Коедс –
со всеми, кто посвятил себя задаче исследований с внушительной
методологией и строгой дисциплиной. Из-за огромного числа открытий,
совершенного ими, их наука скоро стала одной из самых важных в истории.
Самая ранняя известная надпись, обнаруженная в Камбодже, датируется
7-мым столетием и касается центральной индийской эры
“Сака”. Более поздняя, чем христианская эра, на 78 лет, эта
эра и этот термин, должно быть, была введена на индийском Архипелаге и
Индокитае индусскими астрономами.
«Изначально» - как пишет Коедс - “они одновременно
использовали два языка: основной язык, Санскрит, используемый для
описания генеалогии королевских особ или сановников(и для восславления
их как создателей монументов или уважаемых дарителей), и общего языка,
кхмера или кампучийца, используемого для размещения основания историй и
внесения в список слуг или объектов, пожертвованных храму. Санскритские
тексты написаны только в стихе: это композиции, которые индусы называют
‘Кавайа’”
Санскрит прекратил быть основным языком, используемым в Индокитае
тогда, когда, в 14-ом и 15-ом столетиях, Брахманизм и Махаяна (или
Большая Колесница) Буддистских религий были заменены Хинаяной (или
Малой Колесницей) Буддизма, и используемым языком стал Пали, также
индусского происхождения. Что касается старого кхмерского языка, то
Коедс отмечает, что “это отличалось гораздо меньше от
существующего сегодня кхмерского языка, чем язык «Песни о
Роланде» отличается от современного французского языка”
Надписи были гравированы с использованием грабштихеля (или же гравер
наносил письмена, по меньшей мере, на глубину не менее сантиметра) на
стелах, на основаниях и на дверных проемах зданий. Стелы, которые
расположены между монументами, вообще-то стояли в специальных
хранилищах, примерно как прямоугольные плиты с двумя исписанными
сторонами или использовались как межевые знаки с четырьмя сторонами, и
крепились к земле или к основанию посредством шипа. Многие из них были
найдены в открытой сельской местности.
Когда они чувствуют, что Вы проявляете к ним интерес, они гостеприимны
и доброжелательны. Чувствительная и религиозная семья сосредотачивает
много времени на пагоду (храм), где юноши обязаны провести определенное
временя. Народ щедр к священникам - неисчислимым монахам, яркие
оранжевые одежды которых оживляют пейзаж – в ком всегда есть
уверенность, что он найдет себе пропитание. Все пользуются каждой
возможностью, чтобы уважить Будду и заслужить от этого выгоду, проводя
в году многочисленные фестивали, чтобы удовлетворить отличный вкус к
досугу. Национальная религия - Буддизм Малой Колесницы, или Теравады,
языка Пали - который также распространен на острове Цейлон, в Бирме,
Таиланде и Лаосе. Монашеская жизнь здесь играет заметную роль и делает
веру доступной наряду с рудиментарными и иногда приукрашенными
остатками древних суеверий, основанных на вере в переселение душ и
поиска спасения через работу в течение жизни, в которых каждое действие
объясняется, как влияющее на все будущему. После смерти тело несут к
костру, и кремация завершает существование человека, прах которого
размещают в маленьком погребальном памятнике (Cedei) или рассеивают на
священной земле.
История
Вначале китайские тексты упоминают страну Фу-Нан (первоначальное
наименование того, что позже станет королевством Камбоджи) в начале
христианской эры – немного более продвинутой с тех пор как, по
описаниям 3-его столетия, “люди страны были все еще голы”.
В ее географическом местоположении, однако, это была очень удобная
остановка в пути между Индией и Китаем. Этот ее контакт с двумя
большими Азиатскими цивилизациями должен был послужить толчком для ее
очень быстрого преобразования с сильным влиянием от этих цивилизаций.
В промежутке с 3-ьего до 5-ого столетия чисто индусское королевство
Фу-Нан обретает еще большую территориальную границу - династические
корни королевской семьи этого королевства г. Коедс приписывает роду
Паллавас – и основывает столицу в области Ba Phnom в
юго-восточной части существующей сейчас Камбоджи. Богатое и мощное, это
королевство поддерживало устойчивые отношения с китайцами - факт,
отмеченный многочисленными посольскими миссиями.
К середине 6-ого столетия, однако, ситуация в феодальных княжествах
стала неспокойной, и самое мощное из них, Чен-Ла или Камбуджа (читай
Камбоджа), объявило о своей независимости и постепенно стало
разрастаться - к неудобству Фу-Нан. В конечном итоге, княжество Чен-Ла
захватила столицу королевства Фу-Нан после трех четвертей века сражений
в течение жизни правителя Камбуджи Ишанавармана. Получив трон
приблизительно в 615 г., он правил до 644 г. и основал новую столицу
Ишанапура - вероятно в Sambor-Prei Kuk, рядом с Kompong Thom.
На протяжении последующего времени (в течение всего 8-ого столетия),
королевство разделилось на два конкурирующих государства: прибрежный
или нижний Чен-Ла, включающий в себя Кохинхину и нижний бассейн
Меконга, ограниченный на юге цепью гор Дангрек, и внутренний или
верхний Чен-Ла, расположенный на территориях, расположенных на севере
до верхнего Лаоса. В течение этого периода нижний Чен-Ла перенес
вторжение Явы и Суматры, где влияние малайской империи Shrivijaya стало
очень мощным. А затем из Явы, в начале 9-ого столетия, прибыл король -
очевидно пребывающий там в изгнании - который должен был вновь
установить единство королевства и начать так называемый
“ангкорийский” период.
Привлекая древние династии, которыми он управлял под именем Джаявармана
II, и, объявив независимость Камбоджи от Явы, он начал подбирать
участок для своей столицы – не в нижнем бассейне Меконга, а в
области на севере Большого Озера (или Тонле Сапа). После
подготовительных работ на равнине он обратил свой интерес на цепь гор
Махендра (Phnom Kulen), которые, с их обширным восточным плато в 10 000
гектаров, могли предложить замечательные условия для защиты от
вторжения. Сюда, в 802 году, он перенес престол свого государства и
основал новый культ - короля богов (ДеваРаджа) - водрузив на его
пирамиде Rong Chen, первый Королевский лингам (символ фаллического
культа бога Шивы у индусов).
После пятидесяти лет правления Джаявармана II, в течение которых он
объединил страну и отмечены определенными трудностями сообщения и
недостаточного потенциала для культурного развития поселения, которое
он выбрал, еще раз предпринял поход к северным границам своего
королевства. Трудности в развитии столицы определялись расстоянием от
новой столицы от Большого Озера. Он умер приблизительно в 850 г. в
Hariharalaya, область Roluos, и его престол был унаследован сначала его
сыном, а затем его племянником, Индраварманом I. Именно этот король
построил искусственную пирамиду Бэконг - первый памятник из песчаника -
и основал там в 881 г. лингву Шри Индресвара.
В последние несколько лет 9-ого столетия, его сын Ясоварман (власть
которого, судя по всему, была достаточно устойчива) стремясь создать
что-то более постоянное, наконец, оставил политику кочевых поселений,
чтобы создать истинный “puri”, с определенными границами и
обеспеченный всеми атрибутами столицы, достойной ее названия. Это была
Yasodharapura (Ясодхарапура), первый Ангкор, где “Vnam
Kantal” (“Центральное Основание”) надписей,
идентифицированных после вдумчивых исследований Голубева, совместно с
холмом Phnom Bakheng послужили основанием для лингвы Шри Ясодхаресвары,
главного идола королевства.
Angkor остался столицей в течение следующих столетий сражений и славы,
за исключением периода в 23 года (от 921 до 944 г.г.), когда король
переехал в Chok Gargyar (Koh Ker), расположенный за сто километров к
северо-востоку. Его племянник Рейджндраварман возвратился в Ангкор, и
“восстановил святой город, который долго оставался пустым", строя
храмы восточного Мебона и Pre Rup, и ушел на войну с Чампой
(государство, расположенное на территории центральной части
современного Вьетнама) за храм Po Nagar.
В течение 11-ого столетия (в то время, когда были построены храмы Ta
Keo, Phimeanakas и Baphuon), пределы города были изменены и, смещаясь
немного на север, столица больше не имела в роли своего центра Phnom
Bakheng. Этот центр совпал с расположением будущего Ангкор Тома. Также,
в течение этого периода, иностранная династия взяла трон. Возможно
малайского происхождения, узурпатор (Серьявармана I) скоро увеличил
площадь королевства, охватив целую южную часть Сиама или Дваравати.
Первая половина 12-ого столетия является эпохой правления одного из
основных королей Камбоджи - Серьявармана II – заслуга которого в
огромном архитектурном развитии Ангкора Вата. Этот период является
апогеем развития классического кхмерского искусства. Также Серьявармана
II известен тем, что, заключив союз с Чампой против Аннамитов
(Вьетнамцев), король впоследствии изменил своему союзу и, выиграв
блестящую битву, получив часть Чампы.
Месть не заставила себя ждать, и период беспокойных времен последовал
за смертью короля, примерно в 1145 г. Власть была снова захвачена
узурпатором, и в 1177 внезапное нападение Чампы закончилось падением и
разграблением Ангкора, что сопровождалось общим опустошением страны.
Захватчик, однако, в свою очередь, был полностью разгромлен и выслан
Джаяварманом VII, который стал королем в 1181 г. в возрасте
приблизительно 55 лет. Чампа подверглась контролю Кхмеров и управлялась
шурином короля, который, после его завоеваний, затем расширял свою
власть на далекий север (Вьентьян на Меконге) и запад к бассейну
Менама.
В то же самое время, с потрясающей активностью, Джаяварман VII поднял
Камбоджу с руин и восстановил ее столицу Ангкор Том, окружив ее высокой
стеной с пятью монументальными воротами. Он восстановил центральный
храм Байон, достроил или восстановил до завершения памятники Prah Khah,
Ta Prohm и Banteay Kdei, так же как и другие, меньшей важности, и
открыл в стране многочисленные больницы.
Такие усилия, однако, приложенные после очень многих кровавых сражений,
не могли не исчерпать ресурсы и энергию нации. Так что с начала 13-ого
столетия, после смерти этого последнего большого короля, кхмерский
народ стал индифферентен. Постепенно у его правителей были отобраны
сначала их древние завоевания их тайскими соседями, и затем и их
недавние приобретения. Уже в 1296 китайский посланник Чеу Та-Куан дал
некоторые намеки относительно этого роста давления, которое, должно
быть, привело в 15-ого столетия к запустению Ангкора и укреплению
кампучийских королей на берегах нижнего Меконга.
Продолжить повествование истории Камбоджи с этого времени означало бы
оставить границы этого исследования, так как период с 15-ого столетия
до современных времен немного внес в историю археологии. Области Сием
Риепа и Баттамбанга, бесправно захваченные сиамцами, были присоединены
к Камбодже в 1907 г. 1907 год не только дата политической важности. Это
также дата, когда, начиная с этой реституции, французские ученые и
архитекторы, поощренные сувереном, который возвратился к трону,
получили возможность методическими исследованиями и точной техникой
анастилосиса, восстановить древние реликвии великолепной цивилизации