Филиппины,
февраль-март
2011
Первые ощущения: бедно, дешево, дружелюбно, душевно, бардак. Впоследствии все подтвердилось :-) Основные нюансы: страна большая территориально, занимает примерно 7000 островов, с разным климатом и разным рельефом. Основной внутренний транспорт - самолеты и лодки-паромы-катера. На "суше" в основном мопеды-мотоциклы, и там, где остров побольше - автомобили. Все то, что ходит по расписанию - этого расписания категорически не придерживается. Задержка авиарейса на 1 час не стоит даже специального объявления в аэропорту, задержка на 2-3 часа - обычное дело, вылет вовремя - форс-мажор :-) Единых "воздушных ворот" в Филиппинах нет, Манила и Себу примерно равнозначны и количество как международных, так и внутренних рейсов в них отличается не сильно. Местных аэропортов много (80 государственных и больше 100 частных), иногда в 60-70км друг от друга (например Калибо и Катиклан для путешествующих на Боракай), местных авиакомпаний около десятка только выполняющих регулярные рейсы, плюс еще чартеры и мелочь с одним-двумя самолетами на одном маршруте (об этом будет написано в разделе про Эль-Нидо :-)) Задачу путешественника осложняет еще и то, что всякие местные авиарейсы очень плохо "цепляются" всякими сайтами по поиску авиаперелетов типа dohop или expedia. Что касается водного транспорта, то тут все ще сложнее: точного количества судов и водных маршрутов не знает, наверное, никто. Все сказанное делает задачу самостоятельной организации маршрута по Филиппинам (особенно, если хочется посетить 3-4 места, а времени всего пара недель) достойной отдельной толстой книги, которую никто не напишет :-) Общие принципы (в части авиа) таковы:
- Определеяте откуда и куда хотите попасть.
- Находите IATA коды нужных аэропортов + коды аэропортов на расстоянии до 60-70км в окрестностях.
- На сайте Flight Stats по коду находите аэропорт и в вылетах-прилетах смотрите, какие авиакомпании туда летают.
- На сайтах найденных авиакомпаний ищете рейсы-билеты на нужные даты. Если нет прямых - ищете до/из Манилы, Кларка, Себу, Давао итд.
- На стыковку закладывайте минимум часа 4, а лучше прилет и вылет делать разными днями.
- В Маниле при расчете стыковки между домашним и международным рейсом проверьте терминал прилета и вылета. Если они разные, то на переезд может потребоваться час (только на дорогу).
Основные авиакомпании: Philippine
Airlines, Air Philippines, Cebu Pacific Air, SEAIR, Zest Airways. Самой
пунктуальной, самой дешевой
и наиболее клиентоориентированной считается Cebu Pacific. На некоторых
рейсах у них стюардессы даже стандортный ликбез по безопасности
проводят под музыку и в танце :-)
По воде мне
попутешествовать не удалось, поэтому советов тут дать не
смогу, но в интернетах отчетов довольно много. Panai,
Pandan, "Phaidon
Resort" aka
"У Берни"
Можно еще обратиться в турбюро, например на Боракае есть белорусы VTA
-
Олег Валин:
Ну и второе (основное) ощущение, которое осталось после поездки - то,
что сами филиппинцы называют attitude. То есть можно о чем-то
договориться, можно что-то купить, пообщаться, но все будет как в
обычном западном обществе: механистично и бездушно. А вот если в каждом
маленьком контакте или разговоре относиться к оппоненту не как к
постороннему человеку, которого никогда больше не увидишь и быть
искренне лично заинтересованным в собеседнике (ну например как будто
Вам его тепло рекомендовал хороший знакомый), то происходит мгновенное
изменение качества общения: это трудно описать, но чувствуется сразу.
Если речь, например об услуго-денежных отношениях, то услугу
Вам
начинают оказывать не потому, что Вы заплатили, а потому что лично
симпатичны. А Вы платите не потому , что должны по счету, а потому, что
благодарность. И уже не идет речь об акте выполненных работ, о
количестве минут по секундомеру или километров по счетчику. Таксист
угощает фруктами, продавец на рынке рассказывает, где сегодня в городе
праздник и где лучшее место, хозяин в кафе расскажет анекдот или
угостит за счет заведения. Не то, чтобы где-нибудь в Европе
такого
не бывает: бывает, но далеко не всегда, сильно не сразу и далеко не во
всех ситуациях. В ЮВА нечто похожее есть в Камбодже, где взрослые как
дети, Вьетнам слишком высокомерен, а вот в Тае дух коммерции пропитал
все насквозь.
Ну да ладно.
План поездки был следующий: Москва-Гонконг, сутки в Гонконге, потом
рейс Гонконг-Манила-Калибо на Себу Пасифик. Калибо и Катиклан - два
аэропорта, через которые прилетают все туристы, направляющиеся на
Боракай. Но Боракай - место шумное и людное, а мне на первые 3-4 дня
хотелось растительного существования, поэтому я искал что-то тихое и
удаленное от людских толп. Читая www.awd.ru
я наткнулся на
покорившее меня описание "Уик-енд
у Берни"
и выбор был сделан. Дальше я планировал переехать на Боракай на
пару-тройку дней, а с дальнейшими планами определиться по месту. В
итоге, кроме "У Берни" и Боракая, удалось провести сутки в Маниле,
побывать в Эль-Нидо на Палаване и залезть на гору Пинатубо к кратеру
вулкана, взорвавшемуся в 1991 году.
Естественно, все получилось "как обычно" :-)) Восточные боги
против заблаговременного планирования и зафиксированных appointments:
все течет, как течет и чему суждено случиться - произойдет, а чему
случиться не суждено - не случиться, хоть из кожи вон лезь :-) В общем
вылет из ГК у меня был примерно в 10 утра, в Маниле стыковка около 4
часов где я хотел успеть купить сандалии в ближайшем молле, а в Калибо
меня должен был встретить трансфер из Phaidon resort. "Усталый, но
хорошо отдохнувший" (с) после перелета Москва-Гонконг (прибытие в 8
утра) и целого дня осмотра Гонконга, где-то во втором часу ночи я уже
подходил к своей гостинице в Wan Chai, как вдруг услышал отличный живой
звук группы, играющей что-то из Led Zeppelin и увидел вывеску баоа
Amazonia, под которой толпились человек 50 экспатов и местных. В общем
в баре был разливной Гиннес, ребята на сцене (2 китайца,
филиппинец, малаец и европеец) от души и профессионально рубили
классический рок (Led Zeppelin, Deep Purple, Rainbow, Ozzy, Black
Sabbath, Pink Floyd, Queen, King Crimson, Genesis итд), публика
отрывалась на все сто и 4 часа пролетели незаметно. Нужно ли говорить,
что наутро я свой самолет проспал? :-) Солнце в окно, выписка из отеля,
дорога в аэропорт, робкие вопрос на регистрации, улетел ли уже мой
самолет (Извините миста, уже улетел. Но недавно, всего минут 40 назад,
с опозданием на полтора часа примерно!), изучение расписания, покупка
нового билета так, чтобы догнать "свой" рейс в Маниле. В Маниле,
однако, меня по купленному заранее билету пустить в самолет отказались
(Вы не пришли на посадку в Гонконге, поэтому второе плечо тоже
аннулируется, сорри, миста, такие правила) - пришлось купить второй
билет. В итоге в Калибо я прилетел тем рейсом, которым должен был
прилететь, но перелет обошелся в 3 раза дороже и, ессно, за заранее
купленный билет деньги "сгорели" (около $100). И сандалии тоже не
купил. В аэропорту меня встречал водитель от Берни на чем-то типа
Тойоты LC80. У него я выяснил, что кредитки у Берни не принимают, будут
нужны наличные, ближайший к Берни АТМ примерно в 20км, поэтому лучше
сразу снять бабло в Калибо. Сказано - сделано, причем пока я боролся с
АТМом (снимать можно только мелкими суммами), водитель стоял в 3-4
метрах, наверное в качестве телохранителя. СМС о снятии налика пришел
на каждую операцию по 4 раза, так что всю дорогу до Берни я мучался
неизвестностью - сколько же на самом деле у меня осталось денег :-).
Приезд-заселение в темноте, море слышно где-то рядом, но не видно.
Спать, овощная часть отпуска начинается...