Сеул

Сайпан

Тиниан

Гуам

Шанхай


Формула 1 в Шанхае

Tinian
апрель 2012


Авиабаза США, один из основных плацдармов времен 2й мировой. Именно отсюда "Энола Гэй" полетела бамбить Хиросиму.

Нынче - остатки былого величия, казино + пара памятников, оставшихся от аборигенов и японцев. Регулярные рейсы с Сайпана выполняет авиакомпания Freedom Air Цена билета что-то около $50-70 туда-обратно. Кроме нее летает еще Star Maranas Air, но у них только чартерные рейсы. Раньше еще ходил паром, но после того, как несколько лет он приносил одни убытки (по $1000000 в год) линию закрыли.

История острова была абсолютно непримечательной вплоть до начала 2й мировой войны. В это время остров принадлежал японцам, которые обустроили на нем свою авиабазу. и содержали приличный гарнизон. Однако, в июле 1944 года, в ходе боев за Марианские острова, США выбили японцев и в свою очередь устроили одну из важнейших и крупнейших авиабаз во второй мировой войне. Кроме ремонта сооружений, оставшихся от японцев (комплекс  West Field: 2 взлетно-посадочные полосы, дислокация 58 крыла бомбардировщиков ВВС США) был практически с нуля за пару месяцев построен комплекс North Field (4 ВПП по 2700м для приема B-29, почти 20км рулежных дорожек, дислокация 313 крыла бомбардировщиков B-29 Super Fortress ВВС США - примерно 1000 самолетов). Все строительство велось практически без привлечения специализированных военных инженеров - исключительно силами строительного военного подразделения Sea Bees. В конечном итоге численность расквартированного гарнизона составила более 40000 человек. Кроме аэродромов Sea Bees отстроили также все дороги и новые здания по всему острову. Что интересно, сам остров формой похож на Манхэттен, и планировка улиц получилась примерно такой же, как на Манахэттене, поэтому логично оказалось и названия им дать как у "первоисточника" - так появились Broadway, 8th Avenue, 86th Street, Riverside drive, Central Park и даже Village - там где в Нью Йорке находится Greewich Village. На сегодняшний день North Field заброшен и понемногу зарастает и разрушается, а West Field получил новую жизнь в статусе "Международного аэропорта Тиниана", остатки военной авиации (несколько самолетов) базируются там же, кроме них военное присутствие обеспечивают радиовойска, обеспечивающие радиолокационное наблюдение и связь. 

Из "гражданских" достопримечательностей путеводитель предлагает казино и гостиницу Dynasty (вполне фешенебельного класса по сравнению даже с Сайпаном) и 2 бензозаправки :-) Население острова на сегодня - 3500 человек (для сравнения почти на таком же по территории Сайпане население 50000 человек, а на Гуаме - 185000). Общее ощущение от пребывания на острове - пустота, безлюдье и покой: в пределах обзора редко когда бывает больше 2-3 человек одновременно даже в центральном поселке острова San Jose, а уж стоит оттуда уехать - все шансы не увидеть ни одной живой души целый день.

Однако мне удалось раскопать в интернете скан местной брошюры про остров: там достопримечательностей значительно больше и даже есть спланированный маршрут их объезда. На месте эти брошюры обнаружились на разных языках, даже на русском (!). Скан сабжа - тут (PDF на англиском).

Из интересного, найденного в брошюре - Tinian Shinto Shrine - единственный сохранившийся в целости синтоистский храм на Марианских островах, очередной Suiside Cliff (как на Сайпане), точное расположение места загрузки атомных бомб, которые были сброшены на Хиросиму и Нагасаки, Blow Hole - фонтан, "работающий" от прибоя с высотой струи до 10 метров и Taga House - древнее аборигенское сооружение из каменных столбов специфической формы, предположительно резиденция вождя. И еще маленький факт: Тиниан стал первым в истории местом, где в боевых условиях был применен напалм - при штурме в июле 1944. 

Вооружившись этим знанием и картой я отправился покупать билет Сайпан-Тиниан-Сайпан (утром туда, до темноты - обратно)


На переднем плане - 6-местный Piper Cherokee на котором мы полетим на Тиниан. На заднем плане -  39 местный Short 360, летающий на Rota


 

Расписание полетов. Сам полет - примерно 15 минут. 10 минут на Тиниане, 15 минут обратно, 10 минут на загрузку и опять по кругу...







Карта из локальной брошюры. Вот тут есть ссылка на скан брошюры - путеводителя по Тиниану (PDF, на английском)

По прилету, на выходе из аэропорта были обнаружены собранные в одной комнатке офисы 4 или 5 пратных контор. За $30 была арендована простенькая Тойота (вроде Аурис-седан). Когда я уже собирался выезжать со стоянки, ко мне подошел клерк со стойки аренды авто в сопровождении двух молодых китаянок, прилетевших одним рейсом со мной с Сайпана. Оказалось, что девочки прилетели поиграть в Тинианском казино, но не учли, что общественного транспорта на острове нет как класса. Машину водить они тоже не умеют и прав у них нет, поэтому не смогу ли я их подвезти до казино, если мне по пути? С учетом того, что самый большой поперечник острова составляет 16км и ни машин ни людей нет, там практически все получается по пути :-) 5 минут на дорогу до казино и начинаем движение по маршруту. 


Unai Dankulo (Long Beach) рядом тропа для триала на квадроциклах





Hinode Shinto Shrine. Синтоистский комплекс разрушенный во время захвата острова и затем отремонтированный американцами в память о всех, погибших в боях за остров. Потому и называется синтоистский храм - американским мемориалом.



Blow Hole спит :-)



Волны бьют в коралловую стену берега, в которой есть туннель с выходом на поверхность скалы. При сильной воде внутри создается давление, с силой выбрасывающее фонтан на высоту до 10 метров





На горизонте - Сайпан, до него примерно 6,5км

Видео фонтана:  



Едем по старой рулежной дорожке аэродрома



В какой-то момент я заметил дорожку, уходящую в сторону северной оконечности острова. Дорожна была довольно наезженная и я рискнул посмотреть что там находится. Оказалось - часовенка и 2 могилы на берегу в память о погибших в море:









North Field, runaway A (Able) На момент постройки - самая широкая ВПП  (примерно 100 метров)

 Вот и колодец загрузки бомб - оказался совсем небольшой. Самолет подкатывают так, чтобы бомболюк находился точно над колодцем и бомбу поднимают на борт.







Да, именно отсюда  5 августа 1945 года и стартовал на Хиросиму Enola Gay, пилотируемый полковником Тиббитсом





Чуть в стороне от места погрузки атомных бомб - развалины японских складов:  боеприпасов и горючего.













Все это так и валяется с 1945-го

аэродромные убежища для личного состава

Центр управления полетами

Теперь управляет разве что полетами диких пчел...



Когда, обойдя окрестности, я вернулся к машине, то обнаружил нового пассажира - розового богомола. Он агрессивно пытался меня отпугнуть от своего нового дома

И даже 10-километровое путешествие снаружи авто ему никак не повредило.





Самая высокая точка острова - Mount Lasso

На которой видны остатки японского радара





В San Jose есть даже совя марина

местные яхты

и даже такие

Старая католическая церковь



Taga House - самое крупное сохранившееся строение из Latte Stones на Марианских островах.



Что это за строение, для чего оно служило и кто его построил - так точно и неизвестно 



 Ну понятно, климат жаркий, солнца много, полиции нет воообще. Можно тонировку по максимуму наклеить


Вообще какие-то запчасти, обломки и куски машин, танков, самолетов и вооружений валяются свободно по всему острову





Дорога на Suicide Cliff

И японский мемориал. Все таблички были на японском, но, судя по всему, история аналогичная той, что была на Сайпане: отступление, обещание почестей тем, кто покончит жизнь самоубийством и страх, что захватчики будут пытать и мучать пленных





Tinian Shinto Shrine - единственный созхранившийся в неприкосновенности синтоистский храм на Марианских островах.











В общей сложности я провел на Тиниане примерно 6 или 7 часов. Посмотрел практически все, пообедал в ресторане казино. Через час начнутся сумерки, а в темноте самолет не летает :-) поэтому пора обратно на Сайпан.



Обратно к путешествиям 2012


Сеул

Сайпан

Тиниан

Гуам

Шанхай


Формула 1 в Шанхае



Яндекс.Метрика