Сеул |
Сайпан |
Тиниан |
Гуам |
Шанхай |
Формула 1 в Шанхае |
Shanghai,
апрель 2012
Китай большой. И разный. Шанхай тоже большой. Самый большой город в мире. На 2009 год население было 25 миллионов человек (официально), и растет на 3% каждый год. И тоже разный: современнейшие небоскребы, транспортная система (по хайвеям город можно пересеь минут за 15, карты загруженности магистралей есть перед каждой крупной развязкой, экспресс на магнитной подушке в аэропорт идет со скоростью 431км/ч), французкий квартал, место рождения Компартии Китая, старинные сады, водные деревни, и столетние кварталы-закоулки простых жителей, не изменившиеся за время своего существования ни на йоту.
Самолет из Сеула (маршрут у меня в этот раз был Питер-Москва-Сеул-Сайпан-Тиниан-Сайпан-Гуам-Сеул-Шанхай-Москва-Питер) прилетает в бОльший аэропорт Шанхая Пудун. Из аэропорта в город (до центра примерно 30-35км) кроме такси можно добраться на автобусе, метро и на MagLev - поезд на магнитной подушке, самый быстрый в мире из находящихся в постоянной коммерческой эксплуатации. Всего один перегон (Pudong Airport - Longyang Rd) Время в пути меньше 10 минут (на обычном метро - более 40мин), скорость - до 431км/ч, ходит с интервалами в 15 минут, утром и вечером - медленнее и интервалы больше. Билет стоит 50 юаней (на метро в 5-6 раз дешевле).
Вообще-то данная ветка - "рекламная", ее построили и открыли в 2002 году как образец, в планах было продолжение линии до второго аэропорта и далее, до Ханчжоу (всего 175км). Однако проект почему-то застопорился - кто говорит, что из-за необходимости "рубить" трассу через центр Шанхая, кто - что у производителя TransRapid (дочка Сименса) возникли проблемы с правительством Китая. Ну да ладно, ветка аэропорт-Longyang Rd работает - идем на аттракцион :-)
А вот и сам поезд Разгон происходит
практически
незаметно, ускорение постоянное от 0 до 430кмч. Только картинки за
окном мелькают быстрее и машины, идущие по параллельному хайвею со
скоростью 100+кмч в какой-то момент начинают казаться остановившимися:
при "пролете" мимо их собственная скорость относительно шоссе
совершенно незаметна. А в остальном - обычный "Аэроэкспресс" в
Шереметьево :-) Основных целей
посещения Шанхая
было две: этап
гонок Формулы 1 (подробнее отчет здесь)
и посмотреть самый крупный китайский город для чего были оставлены 2
дополнительных дня. В связи с п.2 для жилья выбиралась гостиница с
удобным месторасположением: в пешей доступности от Yuyuan gardens,
набережной Bund и Peoples Square. Район French Concession тоже был
совсем недалеко, ну а к трассе Ф1 в Шанхае можно доехать на метро - это
вам не бельгийская Спа :-). Итак, отель
Yun's Paradise, вид ночью: Отель большой.
Довольно комфортный,
но отдает то ли совком, то ли китайщиной, то ли китайским совком:
начало завтрака объявлено в 7-00, однако в 7-00 в ресторане ничего,
кроме пустых столов, перевернутых стульев и муляжей продуктов нет.
Первые блюда шведсткого стола (мюсли) появляются примерно в 7-30,
нормальная горячая еда - в 8-30. Номера чистые, удобные, даже с
претензией на оригинальный дизайн: Санузел по площади почти равен
комнате и отделен от нее прозрачной стеклянной стенкой. Совсем
прозрачной: Площадь перед отелем
(парковочный
круг) украшена золотым тельцом и античноевропейскими развалинами: Ну да ладно: в отеле
нам только
ночевать, идем в город Район French
Concession (Французкий
квартал). История обычна: после опиумных войн, в середине 19 века,
Шанхай был открыт для торговли иностранцам и они сразу организовали тут
свою миссию. Англичане и французы. Но французов было больше и они
отжали себе райончик в центре Шанхая под компактное проиживание. С 1849
по 1946 год тут жили исключительно европейцы (в основном французы,
также англичане, американцы и русские). После революции буржуев
прогнали, но атмосфера сохранилась и сегодня плотность экспатов здесь
опять наибольшая из всех районов Шанхая. Дома, кафе, церкви, люди...
Станция Маглева. Между платформами - собственно "путь", все устроено на
эстакаде. По дороге в город были замечены стрелки и развязки, но
фотографировать это невозможно из-за скорости.
Группа организованных туристов из России
Стажировка
официантки Вход в шикарный
кондоминиум. Но белье все равно
сушится на
балконе :-) Нынешняя численность
пионерской
организации Китая - примерно 130 миллионов человек. То есть
практически равно населению России. Шанхайский "Арбат" -
пешеходная
улица в центре. Магазины, рестораны, всякие развлекалова Дорожные указатели и
знаки
красивы, функциональны (наверное) но нифига непонятны :-) Но сама по сбе
продуманность
организации дорожного движения заслуживает уважения. Нужная информация
водителям доступна без всяких Яндекс-пробок: А вот, например,
пробки
на ближайшей развязке в реальном времени Автопром. 80%
автомобилей -
китайская сборка мировых брендов. Очень много Бюиков, Роверов и
Фольксвагенов, произведенных в Китае
На заду авто при этом пишется как название марки-модели
оригинального авто, так и название китайского завода-производителя.. У
нас это бы было например БМВ + АвтоТор. Тех "китайцев", которых много у
нас (всякие Джили, Китайские стены, Deer, и проч) почти нет. Типычный
китайский Roewe (лицензия Rover-MG) Но есть, есть и
панасониксы и
Морльбары! :-) Зимой в Шанхае нежарко
- немногим
выше нуля.
При этом очень многие ездят на бензиновых и электрических
мопедах (электрических больше половины). Мотоциклисты знают, что при
такой погоде очень сильно мерзнут руки, а подогрева ручек на дешевых
мопедках естественно нет. Одевать-снимать рукавицы в условиях разъездов
по городу сильно утомляет, поэтому пыливый китайский ум изобрел симбиоз
рукавиц и мопеда :-) Машин немало, но для
такого
огромного населения - гораздо меньше, чем могло бы быть. Этому
способствует драконовская экономическая политика, направленная на то,
чтобы количество автовладельцев росло как можно медленнее. Например
машина класса Ауди А6 (импорт) в Шанхае обойдется китайцу где-то в
100-120 тысяч долларов. Но просто так ее не купить - необходимо скачала
предоставить свидетельство о владении парковочным местом в Шанхае. А
места эти ежегодно не просто продаются, а выставляются на аукционные
торги и цена может достигать 20-30 тысяч долларов. Надо сказать, что перед
поездкой я
связался через известную систему couchsurfing.org
с одним из участников William
Он любезно вызвался быть нашим гидом по Шанхаю, возил нас на своем
авто, помсогал советами, отвез в торговый центр оптовых торговцев чаем
(описано чуть ниже), в водную деревню (тоже ниже), ну и в ресторан для
местных. Ресторан нормального,
приличного
уровня, но туристов там нет совсем. 5 этажей, чем выше - тем роскошнее
интерьеры и меньше народу, хотя цены везде одинаковые. Это - 3 (вроде)
этаж. Из особенностей. 1. У стола работает
(принимает
заказ, расставляет блюда, наливает) работает один официант, убирает
посуду другой, приносит заказы с кухни - третий. Причина - проста:
людской труд дешев, на нем экономить нет смысла, а такое разделение
труда повышает качество и скорость обслуживания. 2. У китайцев есть
обычай
заказывать в компании блюда сразу на всех. Причем заказывают всего
разного и много, заведомо больше, чем получится съесть. Потому что если
после обеда/ужина на столе остались только тарекли, а все (или почти
все) блюда съели, то считается, что обед не удался. Должно остаться
несъеденным как минимум 20-30% заказанного - тогда все было супер! :-) Еда неадаптированная, но
не особо
для меня острая. Очень понравилась, даже сыр тофу (который я ненавижу)
оказался совсем не таким как обычно, он больше напоминал что-то среднее
между запеченной картошкой, персиком и яблоком :-) Приносят и
обслуживают мгновенно (5 этажей, человек 300 посетителей, официант на
каждые 2-3 столика, причем он дальше 5 метров от вашего стола не
отходит). Цены - смешные. Ужин из 6 или 8 блюд на двоих (с учетом
"перезаказа") и спиртного - где-то 300-400р с человека.
А вот на катание на
пароходике по
реке Хуанпу (Река с Желтыми Берегами) Вильям ходить не советовал. Но мы
пошли, о чем я лично пожалел: из-за стекол и того, что в салоне горит
свет, толком пейзажей не видно, бара-буфета нет: только китайский
лимонал и чипсы по 1 порции в счет билета, программы никакой,
гида-комментария никакого: в общем полтора часа в стеклянной коробочке
вместе с сотней китайцев. Местное отделение
Почты России
Китая. Там же обменник и можно купить золото. А теперь заходим в
старый город. По
карте - на левом берегу реки, между садами YuYuan и хитрым мостом со
спиральным въездом в 2,5 оборота
Ларек (по московски палатка). Предметы первой необходимости: справа кастрюли, потом лимонады, сзади сигареты и спиртное, слева шампуни, жвачки и зубные пасты.
А это уже продуктовая лавка :-)
Это улица, проход сквозной. Движение - пешеходы и мопеды. Жилье тапи "Спальня, через дорогу - умывальник". Часто и кухня тоже так же на улице.
Жилье и бизнес вместе,
причем вход
с улицы - нараспашку Тут же, в закоулках -
магазины
настоящего китайского контрафакта. Зазывалы вылавливаят туристов на
улице и ведут подворотнями и переходами в комнатушки с
товаром. Представлены все известные мировые бренды, последние
коллекции. Качество - вполне достойное, ну а цены - сами понимаете :-) Хотите часы? 5 минут и
прибегает
мальчик с тремя чемоданами часов Час убит в магазине.
На улице уже
стемнело. Проходим узкими улочками через зону уличных ресторанчиков Фастфуд, причем
полного
цикла, никаких
полуфабрикатов. Готовят на улице, рядом с проходими, а
поесть - заходишь внутрь, за столики. Тетки веселые, хихичут и болтают
с прохожими, причем не зазывают, а просто общаются. Соседнее заведение -
производство
китайской лапши И совсем уж темными
закоулками... Выходим на набережную
Bund Zhujiajiao
water
village Для Эпплофанатов :-) Тут мы наткнулись на
знак, фотография которого нас потом не раз и не два сильно выручала в
кафе, барах и магазинах, где не знают названий напитков на английском
:-))) Ассортимент, конечно, не совсем обычный Параллельно каналам
идет и обычная улочка с магазинами-лавками-кафе. Это - прилавок аптеки
:-) Тут белых туристов как
обычно поймали туристы местные и заставили с ними фотографироваться И опять еда. Почти
Франция А вот этат тетечка с
безумной скоростью изготавливает "голубцы". Рис, овощи, мясо, специи,
лист какой-то травы (не едят) и соломенные (или бамбуковые) завязки.
4-5 секунд на один "голубец" с одновременным разговором, питьем чая, и
приготовлением блюда в казане. Можно купить готовое и съесть тут же,
можно купить полуфабрикат и приготовить дома. Можно купить ингридиенты
- как уже приготовленные, так и в сыром неразделанном виде. После водяной деревни
наш шанхайский
коучсерфер повез нас в специальное место, где кучей сидят чайные
оптовики. Здание в 4 этажа занимает целый квартал на северо-западе
города. Внутри - отсеки как в торговом центре, продается чай и все, что
с ним связано. Народу немного. В основном все заточено под мелкооптовые
закупки, но, естественно, перед покупкой любой сорт можно попробовать,
поторговаться, купить сколько нужно и его тут же запакуют в вакуумные
упаковки. В каждой секции - специально обученный чайный сомелье и
специальный столик для церемонии. цены очень разные - от
200 до 20000
юаней за килограмм. Количество сортов исчислению не поддается. По
английски никто не говорит вообще: без переводчика делать нечего YuYuan
Gardens Последний день в
Шанхае (уже после гонок Формулы 1) полностью был посвящен городу. Сады
YuYuan. Занимаемая территория (на карте)/ Nthhbnjhbz YuYu------------- За свою форму здание
прозвали
"открывашкой" и, что интересно, рядом находится еще один небоскреб,
входящий в десятку высочайших - Jin Mao Tower и тут же строится
Shanghai Tower, которая, будучи достроенной в 2014 году, станет выше
SWFC. Потрясающая
возможность посмотреть
СВЕРХУ на Oriental Pearl Tower (которая телебашня) и на Ошт
Mao Tower (в десятке высочайших небоскребов) Извините за качество,
но съемка через стекло + склейка панорамы
Разная у людей бывает
работа :-) Сама галерея
расположена в верхней перекладине "открывашки" романтИк Макет Шанхая Всем посетившим
обзорку выдается сертификат
На следующий день нас повезли в одну из трех водных деревень,
расположенных поблизости от Шанхая. Выехали где-то в 7-30 утра, в
полдевятого были на месте. Очень удачно, так как народу еще практически
не было, часам к 11 уже были толпы туристов и все очарование очень
красивого места исчезло. Больше всего это вызывало ассоциации с частью
Венеции (где я не был :-))
В Шанхае находится задние Shanghai World Financial Center, которое
является 4 из самых высоких в мире зданий (на картинке внизу не хватает
Clock Tower в Мекке). Однако на SWFC находится самая высокая в мире
смотровая площадка и самый высокий используемый (не технический) этаж.